РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ПОЛЕВОЙ Ник. Ал.

ПОЛЕВОЙ Ник. Ал.

ПОЛЕВОЙ Ник. Ал. ПОЛЕВОЙ Ник. Ал. (1796-1846) -журналист, прозаик, драматург, критик, историк, публицист, переводчик. Из старинного купеч. рода; брат К.А. Полевого. Не получив систематич. образования, упорно занимался самостоятельно. С детства участвовал в торг. делах, сочетая их с лит. увлечениями. В 1817 дебютировал в «Рус. вестнике» двумя патриотич. стихотворениями и статьей, в кон. 1810-х - нач. 1820-х гг. сотрудничал в «Вестнике Европы», «Отеч. записках», «Сыне отечества», «Мнемозине». В 1822 за иссл. о рус. глаголах награжден серебр. медалью Рос. Академии. В 1825 основал «Моск. телеграф» - один из наиб. попул. и смелых ж. эпохи. Годы его изд. - вершина жизни и творчества П. Но в 1834 оппозиц. «Моск. телеграф» был закрыт пр-вом, запрещено к появлению в печати и само имя П. Оказавшись в сложной обществ. и матер. ситуации, он пытается возобновить журн. деят-ность: становится инициатором выпуска первого в России периодич. иллюстрир. изд. «Живописное обозрение» (1835), анонимно сотрудничает в «Б-ке для чтения», негласно редактирует лит. отд. «Северной пчелы» (1837-38) и «Сына отечества» (1838 - 40) (контроль над обоими изд. сохраняли Ф.В. Булгарин и Н.И. Греч), в 1841 -44, уже под собств. именем, редактирует «Рус. вестник», ас 1846 - «Литературную газету», однако эти предприятия уже не имели успеха «Моск. телеграфа». Необычайно разнообр. и активная лит. деят-ность П. едина в свей основе: П. - воинств. романтик, причем его эстетич. романтизм неразрывно связан с полит. либерализмом, бурж.-демокр. симпатиями, определенно окрашивающими произв. писателя. Как прозаик П. обращается к ключевому для романтич. иск-ва конфликту идеала и действительности, разрабатывает тему минувшего (ист. пов. «Святочные рассказы», 1826; «Симеон Кирдяпа», 1828; ром. «Клятва при Гробе Господнем», 1832; «Византийские легенды», 1841), темы личности, судьбы художника и др. (пов. «Блаженство безумия», «Рассказы рус. солдата», «Живописец» и др., объединенные в сб. «Мечты и жизнь», 1839 - 43. Ч. 1-4; ром. «Аббаддонна», 1834 и т. д.). В обл. критики он явился зачинателем жанра критико-биогр. этюда, выступил со статьями о рус. («Соч. Державина», 1832; «Баллады и повести В.А. Жуковского», 1832; «Пушкин», 1837 и др., объединены в сб. «Очерки рус. лит-ры», 1839. Ч. 1-2)и заруб. («О романе В. Гюго и вообще о новейших романах», 1832 и др.) лит-pax. Как историк выдвинул требование филос. осмысления прошлого и попытался реализовать его в «Истории рус. народа» (1829 - 39. Т. 1-6, не окончена) , полемически противопоставленной труду Н.М. Карамзина и вызвавшей острую дискуссию. В последний период тв-ва П. имел значит. успех и как драматург (романтич. «представление» «Уголино», 1838; соц. драма «Смерть или честь», 1839; составившие основу официозн. театр. репертуара верноподданич. пьесы «Дедушка рус. флота», 1838; «Иголкин, купец новгородский», 1838; «Параша Сибирячка», 1840 и др.). Важной вехой в освоении Шекспира в России стал осуществл. П. пер. «Гамлета» (1836, пост. 1837). Кроме того, П. выступал как сатирик, пародист, автор соц.-полит, соч. («О невещественном капитале», 1828; «О купеч. звании и особенно в России», 1832).

ПОЛЕВОЙ Ник. Ал.

А. И. Полежаев. Гравюра Ф. Брокгауза. 1834