РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Женщина может (в комич. или серьезном плане) осмысляться как нечто опасное (мотив опасности невесты для жениха в первую брачную ночь, невесты-богатырки, к-рая душит женихов, или же их убивает в ее спальне ее любовник-змей и т. п., наконец, мотив женщины с зубами в промежности), часто женщина - нечто нечеловеческое, животное. Последний мотив характерен для анекдотов об одураченном черте - подразумевается, что черт (не являясь человеком!) не видел женщину голой, поэтому он принимает половой орган за рану, а когда женщина принимает срамную позу, обнажающую зад или гениталии, он принимает ее за невиданное чудовище. Тема неведения женщин (незнания, как она устроена и как с ней обращаться) выступает часто и в эротич. анекдотах: обманщик притворяется, что ничего не знает и благодаря этому овладевает женщиной (доверчивые родители оставляют его с дочерью, или женщина показывает, как надо спать в кровати, или, наконец, муж велит жене научить его тому, что нужно для брака).
Представление о ненормальности, неестественности жен. физиологии проявляется в таких сюжетах: создание женщины оказывается незавершенным и ей еще надо проделать половой орган: его сверлят, прогрызают, кроят и долго подыскивают для него место (на лбу, под мышкой и т. п.). О мужчинах таких сюжетов практически нет (кроме случаев, когда рассказывается и о муж. и о жен. гениталиях, как в приведенном выше сюжете). На уровне психол. отличий фольклор м. б. менее избирательным (есть рассказы и о муж. характере), но часто более суров к женщинам. Вообще фольклор европ. народов (если и не всех известных традиций) оказывается весьма антиженским. Подобными рассуждениями полна и церк., и светская лит-pa, причем всюду сохраняется «маркированное» положение жен. П.: как правило, пороки мужчин - пороки «человека», а пороки женщин - специфически жен., - при этом и в языке, т. е. в тех языках, где есть категория рода, маркированным является жен. род (за исключением франц.), что хорошо согласуется с отмеченной особенностью сюжетов о происхождении мужчины (= человека) и женщины.
Спекуляция на эту тему продолжается до наших дней (равно как и анекдоты), вплоть до таких квазинаучных построений, как изв. в кон. 19 и нач. 20 в. книга О. Вейнингера «Пол и характер». Любопытно отметить, что его рассуждения о наличии в каждом организме и муж. и жен. эл-тов (в разном соотношении) находят свои мифологич. аналогии: так, во многих системах клитор мыслится как муж. эл-т в женщине (и в самом жен. ее существе, что м. 6. одним из компонентов осмысления существующего в нек-рых культурах обряда удаления клитора при достижении совершеннолетия), а крайняя плоть - как жен. эл-т в мужчине (что соответственно проявляется в широко распростр. обряде обрезания, т. е. удаления крайней плоти).
Лит.: Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Тезисы к проблеме «Волшебная сказка и свадьба» / Quinquagenario: Сб. ст. молодых филологов к 50-летию проф. Ю.М. Лотмана. Тарту, 1972; Афанасьев А. Рус. заветные сказки. Женева, 1972; Лит. обозрение. 1991. № 11. Этнич. стереотипы муж. и жен. поведения. СПб., 1991; Рус. эротич. фольклор. М., 1995; Антимир рус. культуры. М., 1996; Секс и эротика в рус. традиц. культуре. М., 1996.