РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Праздник П. не имеет аналогов у др. православных церквей и в иных ветвях христианства. На Руси он был установлен кн. Андреем Боголюбским ок. 1164; в 1165 по его приказу был построен храм П. на Hepли. В память взятия Казани Иоанн Грозный в 1560 воздвиг в Москве Покровский собор на Рву (храм Василия Блаженного). Покровские храмы часто воздвигались в честь побед - церковь П. в Покровском-Рубцове (1627) в честь победы в годы польско-литовской интервенции; в монастырях (Свято-Даниловом, Марфо-Мариинской обители); в женских учебных заведениях, в больницах.
Праздник П. - осенний; для крестьян Богородица - покровительница земледельцев, поэтому в крестьянском быту этот праздник постепенно слился с др. славянским праздником урожая, окончания полевых работ. Отдых после летней страды, обильный урожай сделали П. девичьим праздником, порою крестьянских свадеб. С П. связано много народных примет и молений, напр.: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом». П. в селах - начало зимы, крестьяне на П. начинали конопатить избы («Батюшка-Покров, покрой избу тесом, а хозяев добром»), топить печи («Батюшка-Покров, натопи мою хату без дров»); деревенские девушки начинали собираться на «беседы», в поле снимали последний сноп овса и кормили им домашний скот.