ПОКАЯНИЕ - христ. таинство, участие в к-ром означает для верующего
полное разрешение от грехов и возвращение в состояние дух. чистоты. Так
преодолевается «отчуждение» между Богом и чел., постоянно происходящее
по вине последнего и препятствующее его дух.-нравственному развитию. П.
не совершается «автоматически», но является действительным при сочетании
неразрывно связанных между собой двух факторов. Первый из них безусловен
и определяется сверхличностным авторитетом совершающего таинство епископа
или, в настоящее время, заменяющего его священника (Мф 16:19, 18:17-18;
Ин 20:21-23), второй субъективен и определяется внутр. состоянием исповедника.
Для получения разрешения грехов необходимо: 1) искренно сознавать свою
греховность перед Богом, 2) иметь твердую веру в милосердного Христа Спасителя,
невидимо присутствующего перед кающимся, 3) чистосердечно раскаяться в
своих грехах перед духовником с твердым намерением стараться не допускать
в дальнейшем их повторения. В древности таинство П. не заключалось в одной
только тайной исповеди, вошедшей в практику Церкви в своем современном
понимании далеко не сразу. Свидетельства Нового Завета (Иак 5:16) и раннехристианских
источников указывают на публичную исповедь. К 5 в. появляются свидетельства
об исповеди не только перед всей церк. общиной, но также перед духовником,
однако литургич. свидетельства о переходе с публичного на тайный чин П.
не сохранились. Непостоянен был и статус духовника. Симеон Солунский (ум.
1429), посвятивший описанию П. целый раздел своих «Разговоров», свидетельствует,
что в его время исповедь не связывалась с причащением и что духовниками
назначались и «простые монахи», не имеющие рукоположения. Поэтому и в текстуальном
плане современное «Последование исповедания» - позднего происхождения.
Полный церк. текст фиксируется греческим Евхологием венецианского издания
1692 (до этого - лишь научным изданием Я. Гоара. 1638). Ранее его заменяли
отдельные молитвы покаянного хар-ра, вне связного чина. Изучение истории
формирования исповеди в России также показывает, что «рукописный и старопечатный
чин исповедания совершенно отличен от нынешнего по своему составу» (Каратыгин
И. Обзор некоторых особенностей в чинопоследованиях рукописных Требников,
принадлежащих Б-ке С.-Петербургской Дух. Акад. // Христ. чтение. 1877.
№ 3/4. С. 423). Первопечатный рус. Требник содержит пространный «Чин исповеданию
православным царем и князем, и всем православным християном» (М., 1623.
Гл. 17), завершающийся молитвой «разрешити сына духовного» («Боже Святый,
иже милости источник...»). В Евхологии (Требнике) 1658, редактированном
патр. Никоном, чин исповеди, претерпевший существ. изменения, в основном
следует греч. образцам, а в качестве разрешительной появляется молитва
«Господи Боже спасения рабов Твоих, милостиво и щедре...», заимств. из
«Евхологиона» Я. Гоара. При переиздании Требника в 1671 справщики, находившиеся
под влиянием схоластической традиции, прибавили к этой молитве т. н. «Совершение
тайны святого покаяния» («Господь и Бог наш Иисус Христос...») - разрешительную
формулу католич. происхождения (из «Евхологиона» Петра Могилы), к-рая удерживается
в рус. Требниках до наст. времени, вступая в противоречие с др.-рус. и
совр. греч. правосл. традицией.
Лит.: Соч. блаженного Симеона, архиеп. Фессалоникийского //Писания
Св. Отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию правосл. богослужения.
СПб., 1856 (М., 1994); Алмазов А. Тайная исповедь в Православной Вост.
Церкви: Опыт внешней истории: В 3 т. Одесса, 1894 (репринт. изд. М., 1995);
Дмитриевский А. Богослужение в Русской Церкви 16 в. Казань, 1884. С. 322-353;
Успенский Н. Д. Коллизия двух богословии в исправлении рус. богослужебных
книг в 17 веке //Богослов. тр. М., 1975. Сб. 13. С. 164-168; Арранц М.
Ист. заметки о чинопоследованиях Таинств по рукописям Греч. Евхология.
Л., 1979. С. 77-102.