ПОЕЗЖАНЕ - участники свад. поезда. Как правило, это название
относится только к партии жениха (к тем ее участникам, к-рые участвуют
в поездках, - напр., родители жениха во многих местах в них не участвуют),
т. к. в теч. почти всей свадьбы только партия жениха ездит к невесте (немногочисл.
визиты родственников невесты к жениху обычно не составляют поезда). Однако
в свад. день (т. е. в день венчания и увоза невесты в дом жениха) к поезду
присоединяются и те из участников партии невесты, к-рые по правилам могут
ехать в церковь и в дом жениха (на это в разных местах накладываются спец.
ограничения: могут оставаться дома родители невесты, ее родственники, или
же вообще вся группа невесты остается и невесту никто не сопровождает к
жениху). В свою очередь, группа жениха и группа невесты могут образовывать
один поезд или два разных, в первом случае всех участников свадьбы могут
называть П., иногда такой общий поезд называют просто свадьбой (напр.:
«вся свадьба превратилась в волков»). Обычно (не учитывая названных исключений)
П. выступает как «свита» жениха, его дружина; внутр. форма слова указывает,
однако, только на факт участия в поезде и поездке. Это определяется тем
обстоятельством, что на свадьбе все значимые перемещения, связанные с контактом
группы жениха и группы невесты, совершаются только на лошадях (как правило,
запряженных в повозку, но, напр., в чине, вошедшем в «Домострой», невесте
полагается ехать в повозке, а жениху - верхом). Такой способ передвижения
воплощает и сакрализацию молодых, их уподобление князьям, и осмысление
дороги в свадьбе, как дальнего и трудного пути. Очень редко, но все же
иногда применяется это название и к участникам погребального поезда (напр.,
у Н. Бестужева).