РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Лирическая П. - крупная бесфабульная стихотв. форма. Разделяется на описательную и дидактическую. Эпическая и лирическая П. стремится к созданию объективной и многогранной картины мира. Лиро-эпическая П. - осложненная фабулой крупная лирическая форма, иногда с элементами драмы (драматическая П.), или расширенная баллада, повесть в стихах (новеллистическая П.).
В России не произошло окончат. циклизации ср.-век. эпических песен, поэтому не было нац. традиции П. В системе нормативной лит-ры 18 в. П. считалась высшим жанром, поэтому А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов и др. пробовали создать нац. эпопею, ориентируясь на античную и западную П. 16-18 вв. В сер. 18 в. появляются сначала стихотворные переложения франц. романов (В.К. Тредиаковский), затем популярные комические П. В.И. Майкова, И.Ф. Богдановича, И.П. Котляревского, соединившие бытописание с пародией на классический эпос. Канонические героические П. на русском мат-ле создал М.М. Херасков. В нач. 19 в. благодаря эпигонству архаистов эта традиция П. пресеклась, но переводы Н.И. Гнедичсм и В.А. Жуковским П. Гомера стали лит. событиями. В кон. 18 - нач. 19 в. развивались описательная, дидактическая (Херасков), сказочная П., связавшие традиции былин, оссианизма и шутливого эпоса (Херасков, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, А.С. Пушкин). В 20 - 30-е гг. 19 в. под влиянием Байрона прежние виды П. вытесняет лиро-эпическая. Появляются романтические П. с исключительными героями, романтическим конфликтом, «вершинной» композицией, субъективным тоном повествования (Пушкин, Е.А. Баратынский, И.И. Козлов, М.Ю. Лермонтов) и шутливые новеллистические П. (Пушкин, Лермонтов). Интерес к прозе, усиление реалистических тенденций в 1830-40-е гг. приводит к созданию бытовой П. в прозе («Мертвые души» Н.В. Гоголя), многостильной, синтезирующей смешное и серьезное, сатирический, лирический и дидактический взгляд на русскую жизнь, а также к насыщению серьезным, даже трагическим («Медный всадник» Пушкина) содержанием новеллистической П. Эта разновидность жанра стала господствующей в сер. 19 в. (А.Н. Майков, И.С. Тургенев, Н.П. Огарев, А.А. Григорьев, Н.А. Некрасов, А.А. Фет), приближаясь по построению и тематике к бытовой психологической повести писателей, вышедших из натуральной школы. В 1860-70-е гг. распространяется пародийная П.-фельетон (Д.Д. Минаев, В.П. Буренин) и сатирическая П. (Некрасов). Обращение к фольклору позволило Некрасову возродить и обновить эпическую П. («Мороз, Красный нос» и др.), моделируя цельный народный взгляд на мир путем разностильного освещения бытового сюжета. Во 2-й пол. 19 в. возрождается и романтическая философско-эстетическая (А.К. Толстой) и философско-психологич. (А.Н. Апухтин) П., иногда сниженно-ироническая (Я.П. Полонский). Бытописательная П. кон. 19 в. (К.К. Случевский) в творчестве символистов стала насыщаться философским содержанием и лиризмом (Н.М. Минский, Д.С. Мережковский, Ф.К. Сологуб). У К. Д. Бальмонта, В.Я. Брюсова, Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой и иных поэтов нач. 20 в. лиро-эпическая П. почти утратила фабулу. 20 в. - кризис и разрушение жанра П. в России. Авангардные П. В.В. Маяковского, Beлемира Хлебникова, М.И. Цветаевой, Н.Н. Асеева и пр., подобно «малым» П. 19 в., отличаются от лирических стихотворений обычно не структурой, а лишь объемом. Лишь у А.А. Блока, реже - у Маяковского, Б.Л. Пастернака, Н.А. Заболоцкого субъективное переживание реальности достигает остроты, порождающей эпически обобщенный образ. Фабульная лиро-эпическая П. 1920-30-х гг. (Э.Г. Багрицкий, В.Н. Инбер, П.Н. Васильев, Б.П. Корнилов) - обширная баллада, осложненная лирическими рассуждениями и ассоциативными описаниями. Комическая П. за редкими исключениями (И.Л. Сельвинский, А.Т. Твардовский и пр.) в 20 в. почти не представлена. В сталинскую эпоху одним из центральных жанров стала героическая П. на историч. (К.М. Симонов) и современные (А.Я. Яшин) сюжеты, построенная по строгим канонам и имеющая идеологич. задание, но не давшая значит. художеств. достижений. Патриотический подъем военных лет способствовал возрождению П., к-рая все же, несмотря на свой эпический тон, маскируется под лирический дневник (О.Ф. Берггольц) или сборник новелл («Василий Теркин» Твардовского, продолжавшего в целом традиции Н. Некрасова). В послевоенный период развивается лишь лиро-эпическая с сильно ослабленной фабулой и особенно лирическая П. разных видов: патетическая, медитативная и др. (Е.А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Д.С. Самойлов). Предпринимались опыты драматической (И.А. Бродский, Самойлов) и прозаической П. (В.В. Ерофеев).
2) Небольшая инстр. пьеса для фортепиано или струнного смычкового инструмента с сопровождением, сочетающая повествовательность с лирико-драматич. экспрессией. Нередко имеет дополняющие жанр. определение программные названия, характеризуется свободой построения. Эти признаки роднят П. с ее жанровым прообразом - симф. поэмами Ф. Листа. В рус. музыке блестящие образцы фп. соч. в этом жанре дал А.Н. Скрябин («К пламени», «Сатаническая поэма»).
3) Эл-т названия нек-рых крупных хоровых или вок.-инстр. соч., подчеркивающий, помимо указания на наличие поэтич. текста, лирико-эпич. характер замысла композитора («10 поэм для хора» Д.Д. Шостаковича, «Поэма памяти Сергея Есенина» Г.В. Свиридова).