ПЛИСЕЦКАЯ Майя Мих. (род 1925) - балерина и балетмейстер. Окончила
Моск. хореогр. уч-ще в 1943 (кл. Е. Гердти М. Леонтьевой). В 1943-88 артистка
Большого т-ра. Первая исполнительница партий: Сюимбике («Шурале»), Фригия
(«Спартак»), Хозяйка Медной горы («Каменный цветок»), Царь-девица («Конек-Горбунок»),
Мехменэ Бану («Легенда о любви»), Кармен («Кармен-сюита»), Нина Заречная
и Чайка («Чайка»), Анна Сергеевна («Дама с собачкой»), Лауренсия («Лауренсия»),
Анна Каренина («Анна Каренина»). Среди др. ее ролей: Мирта («Жизель»),
Зарема («Бахчисарайский фонтан»), Эгина («Спартак»), Одетта - Одиллия («Лебединое
озеро»), Китри («Дон Кихот), Раймонда («Раймонда»), Аврора («Спящая красавица»),
Джульетта («Ромео и Джульетта»), Жар-птица («Жар-птица»). Выступала в бельгийской
труппе «Балет 20 в.» в балетах «Айседора» и «Болеро». Выдающаяся балерина
современности, П. соединила в своем иск-ве верность акад. традициям рус.
классич. школы танца и тяготение к разл. хореогр. стилям балетмейстеров.
Наделенная музыкальностью, артистизмом, выигрышными сценич. данными (большой
шаг, высокий прыжок, стремительные вращения, редкая выразительность рук),
она поражала стихийностью своего темпераментного танца, раскрепощенностью
сценич. существования. Внутренне сильные и независимые героини П. обладали
масштабностью чувств, неуемностью страстей, трагич. силой переживаний.
В 1970-80-х гг. балерина постоянно обращалась к жен. образам рус. лит-ры,
психологически тонко воплотив лирич. тему. Среди ее лучших сценич. созданий
- миниатюры «Умирающий лебедь» и «Гибель розы». Постановки в Большом т-ре:
«Анна Каренина» (совм. с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, 1972),
«Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985); комп. всех балетов Р. Щедрин.
В 1988 - 90 худ. рук. балет. труппы исп. «Лирич. т-ра» в Мадриде. Выступала
в балетах «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт». С 1991 гастролирует за рубежом.
Ее творчеству посвящен к/ф «Балерина», ТВ-фильм «Майя Плисецкая. Знакомая
и незнакомая» и др.