ПЛАВИЛЬЩИКОВ Петр Ал. (1760-1812) - драматург, актер, издатель.
Род. в моск. купеческой семье. Первоначальное воспитание П. было поручено
близкому знакомому его отца магистру Моск. ун-та Д. Аничкову. В 1768 П.
поступил в г-зию при ун-те, в 1776 был зачислен в студенты ун-та, по окончании
к-рого в 1779 занялся преподаванием истории. Впоследствии, уже будучи известным
актером, преподавал в АХ и в первом Кадетском корпусе рус. словесность
«по собственному начертанию», а в Горном корпусе - риторику «своего собственного
сочинения». Актерский дебют П. состоялся в 1779 в Москве на сцене т-ра
Медокса, а в 1782 П. вышел на петерб. сцену в роли фонвизинского Правдина
на премьере «Недоросля». Современники считали, что как актер П. был традиционней.
Его «выразительная и благородная» наружность способствовала успеху в ролях
резонеров, в трактовке типов положит., где недостаток внутр. огня актер
восполнял отточенной техникой. Играя попеременно то в моск., то в петерб.
т-ре, П. одновременно приступает к изданию лит. ж. «Утра» с отчетливо сентименталистской
направленностью. Раннее ориг. творчество П. эклектично. В его произв. явственно
ощущается влияние А. Сумарокова (трагедия «Дружество» и комедия «Исправление,
или Добрые родственники»). В «Сговоре Кутейника» (1789) мы встречаемся
с героями фонвизинского «Недоросля». В нач. 1790-х гг. П. начинает издавать
совместно с Крыловым ж. «Зритель», в к-ром помещает ряд программных статей,
посвященных описанию рус. национального характера, порицающих дворянство,
к-рое предпочитает франц. язык и франц. культуру. Именно в эти годы П.
пишет самые выразительные свои пьесы: «Бобыль» (1790) и «Сиделец» (1793).
С последней пьесы фактически начинается рус. буржуазная драма.