ПИОТРОВСКИЙ Адриан Ив. (1898-1937?) - сценарист, теоретик и кинокритик.
Сын иссл. античности Ф.Ф. Зелинского. По образованию филолог, выпускник
Петрогр. ун-та. Энциклопедист новой формации. Блистательный переводчик
и комментатор Катулла, Аристофана, Эсхила. Знаток антич. и новейшего т-ра.
Сценарист и постановщик массовых театрализ. празднеств (1919-20), идеолог
т-ра раб. молодежи - ТРАМа, автор пьес «Правь, Британия», «Падение Елены
Лей», «Смерть командарма» и др. С 1920 П. связан с Рос. ин-том истории
иск-в («Зубовским особняком»). Деятельный участник Кинокомитета, созд.
в 1925 по инициативе А.А. Гвоздева при театр. отделе Рос. ин-та истории
иск-в. В 1924-25 перевел на рус. яз. книги «Кино» У. Гада и «Культура кино»
Б. Балаша. П. был одним из авторов знаменитой «Поэтики кино» (1927, под
ред. Б.М. Эйхенбаума), обогатившей молодое киноведение формальным методом
анализа. Как критик П. от истоков наблюдал за становлением фэксовской мастерской.
В 1926 по сценарию П. Г. Козинцев и Л. Трауберг сняли эксцентрич. мелодраму
«Чертово колесо». Драматургия П. позволила претворить декларацию эксцентризма
в кинематографич. стиль. Ответом на соц. заказ был напис. в 1926 с Н. Эрдманом
сценарий для ф. С. Тимошенко «Турбина №3» (по мотивам ром. Ф. Гладкова
«Цемент»). Работая в сценарном отделе Ленингр. к/ст (с 1928), П. стал вскоре
ее признанным неформальным худож. руководителем. В труднейших условиях,
вопреки укоренившемуся мифу о творч. единстве «Ленфильма», П. пытался сохранить
многообразие реж. стилей и личностей. В 1934 П. принят в Союз сов. писателей.
В 1935 удостоен звания засл. деят. иск-в РСФСР. В 1937 репрессирован.
Соч.: К теории киножанров // Поэтика кино. М.; Л., 1927; Кинофикация
иск-в. Л., 1929; Худож. течения в советском кино. Л.; М., 1930.
Лит.: Адриан Пиотровский: Театр. Кино. Жизнь. Л., 1969.