ПЧЕЛА - один из важнейших эл-тов рус. мифологич. системы. Мифология
П. особенно широко развернута в веснянках: П. прилетают как вестники весны
или же как гл. персонажи, чье появление оказывается необходимым условием
наступления весны - они «отпирают» весну или лето или же (замерзшую за
зиму) землю, результатом чего опять-таки является наступление весны. Помимо
очевидных эротич. соответствий (отпирание, откупоривание, результатом к-рого
в конечном счете будет оплодотворение) здесь есть и более специальная мифологема,
в полном виде представленная в хеттском мифе о Телепинусе - божестве плодородия:
он исчезает, что, как и уход Персефоны в Аид, грозит бесплодием земле;
П. посылают на его поиски, она находит его и жалит, Бог приходит в ярость
(ср. ярые П., ярый воск и т. п.), его успокаивает богиня, имя к-рой означает
«дух пчелиного роя». В рус. традиции этот мифологический комплекс отразился
не только в мотиве прилета П. (из-за моря, из рая и т.п.), но и - в инвертированном
виде - в тех песнях, где Бог посылает св. Зосиму и Савватия искать П.,
или архангел Гавриил посылает П. на Русь. (Зосима выступает как продолжение
образа пчелиного бога, как нарицательное «зосима» - назв. улья с иконой
Зосимы и Савватия, 17 апреля день Зосимы - пчелиный праздник). С др. стороны,
на сюжетном уровне тот же мотив отражен в сказке о том, как выгоняют спрятавшуюся
в доме (чужом, выгнав хозяев) «козу лупленную» - учитывая, что коза в ряде
календарных ритуалов, вроде «хождения с козой», выступает как несомненный
продуцирующий символ (сочетающий эротич. мотивы с открыто аграрным значением:
«где коза ходит, там жито родит» и т. п.), ее изгнание симметрично возвращению
Телепинуса. Более того, по-видимому, слова, родственные имени этого божества,
сохранились в рус. Телепень, телепаться и т. п., описывающим, в частности,
беспорядочное, хаотическое движение, характерное для П. внутри роя.
Др. важный аспект мифологии П. - это их связь с мировым древом, именно
с его серединой (мотив, нашедший отражение в белорус. пчеловодческой технике).
В скандинавской мифологии именно с мировым деревом Иггдрасилем, пропитанным
медом, связан мотив получения Одином поэтич. (и шаманского, прорицательного
и т. п.) дара; тема меда в поэзии широко известна, в частности, в антич.
традиции, откуда она прошла через свроп. поэзию и получила новое развитие
в поэзии «серебряного века», прежде всего у О. Мандельштама и Н. Гумилева
(тема слов-пчел, «мед превративших в солнце», «ионийский мед» гомеровского
эпоса, отразивший диалог Платона «Ион» и др. подобные темы). В рус. традиции
нового времени сакральность П. осмысливается в первую очередь не через
мед, а через воск. Косвенное влияние на позднейшую лит. судьбу этого мотива
мог оказать тот факт, что П. стала гербом Наполеона; с др. стороны, как
бы отталкиваясь от этого, Л. Толстой делает пчелиный рой прообразом правильного
устройства общины.
Лит.: Топоров В.Н. К объяснению нек-рых слав. слов мифологич.
характера в связи с возможными древними ближневосточ. параллелями // Слав.
и балканское языкознание. Проблема интерференции и языковых контактов.
М., 1975; Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Слав. языковые моделирующие семиотические
системы. М., 1965.