РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ПЧЕЛА

ПЧЕЛА

ПЧЕЛА ПЧЕЛА - один из важнейших эл-тов рус. мифологич. системы. Мифология П. особенно широко развернута в веснянках: П. прилетают как вестники весны или же как гл. персонажи, чье появление оказывается необходимым условием наступления весны - они «отпирают» весну или лето или же (замерзшую за зиму) землю, результатом чего опять-таки является наступление весны. Помимо очевидных эротич. соответствий (отпирание, откупоривание, результатом к-рого в конечном счете будет оплодотворение) здесь есть и более специальная мифологема, в полном виде представленная в хеттском мифе о Телепинусе - божестве плодородия: он исчезает, что, как и уход Персефоны в Аид, грозит бесплодием земле; П. посылают на его поиски, она находит его и жалит, Бог приходит в ярость (ср. ярые П., ярый воск и т. п.), его успокаивает богиня, имя к-рой означает «дух пчелиного роя». В рус. традиции этот мифологический комплекс отразился не только в мотиве прилета П. (из-за моря, из рая и т.п.), но и - в инвертированном виде - в тех песнях, где Бог посылает св. Зосиму и Савватия искать П., или архангел Гавриил посылает П. на Русь. (Зосима выступает как продолжение образа пчелиного бога, как нарицательное «зосима» - назв. улья с иконой Зосимы и Савватия, 17 апреля день Зосимы - пчелиный праздник). С др. стороны, на сюжетном уровне тот же мотив отражен в сказке о том, как выгоняют спрятавшуюся в доме (чужом, выгнав хозяев) «козу лупленную» - учитывая, что коза в ряде календарных ритуалов, вроде «хождения с козой», выступает как несомненный продуцирующий символ (сочетающий эротич. мотивы с открыто аграрным значением: «где коза ходит, там жито родит» и т. п.), ее изгнание симметрично возвращению Телепинуса. Более того, по-видимому, слова, родственные имени этого божества, сохранились в рус. Телепень, телепаться и т. п., описывающим, в частности, беспорядочное, хаотическое движение, характерное для П. внутри роя.

Др. важный аспект мифологии П. - это их связь с мировым древом, именно с его серединой (мотив, нашедший отражение в белорус. пчеловодческой технике). В скандинавской мифологии именно с мировым деревом Иггдрасилем, пропитанным медом, связан мотив получения Одином поэтич. (и шаманского, прорицательного и т. п.) дара; тема меда в поэзии широко известна, в частности, в антич. традиции, откуда она прошла через свроп. поэзию и получила новое развитие в поэзии «серебряного века», прежде всего у О. Мандельштама и Н. Гумилева (тема слов-пчел, «мед превративших в солнце», «ионийский мед» гомеровского эпоса, отразивший диалог Платона «Ион» и др. подобные темы). В рус. традиции нового времени сакральность П. осмысливается в первую очередь не через мед, а через воск. Косвенное влияние на позднейшую лит. судьбу этого мотива мог оказать тот факт, что П. стала гербом Наполеона; с др. стороны, как бы отталкиваясь от этого, Л. Толстой делает пчелиный рой прообразом правильного устройства общины.

Лит.: Топоров В.Н. К объяснению нек-рых слав. слов мифологич. характера в связи с возможными древними ближневосточ. параллелями // Слав. и балканское языкознание. Проблема интерференции и языковых контактов. М., 1975; Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Слав. языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965.