РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ОТВОДИНЫ, ОТВОД, ОТВОДЫ

ОТВОДИНЫ, ОТВОД, ОТВОДЫ

ОТВОДИНЫ, ОТВОД, ОТВОДЫ ОТВОДИНЫ, ОТВОД, ОТВОДЫ назв. неск. эпизодов в свадьбе. 1) Окончательное переселение молодых (их сопровождают специальные чины «отводные»). 2) Наиб. частое значение, ставшее в этнографии терминологическим: посещение новобрачными родителей молодой иногда на следующий день после свадебного дня, иногда через 3, 7 и т. п. дней, иногда «через 6 недель по свадьбе молодые едут к ее отцу, где она берет прялку свою, гребень, донце, прощается, и этим заканчиваются все свадебные обряды» (Даль). В этом эпизоде молодые (когда молодая уже окончательно инкорпорирована в семью и группу мужа) вместе повторяют тот путь, который составляет основу свадьбы, но до сих пор полностью совершался только женихом. На др. уровне действие знаменует окончание свадьбы, окончательность отделения молодой от ее прежней семьи - она приезжает уже в гости. С др. стороны, внутр. форма слова как бы имитирует обратное движение, возврат, к-рый в действит. уже невозможен (ср. тему многих причитаний невесты - невозможность вернуться в родительский дом). Этот обрядовый эпизод, завершающий свадьбу и в то же время выходящий за ее пределы, открывая собой новое послеобрядовое поведение, структурно и семантически соответствует поминкам в похоронном обряде (на 9-й и 40-й день и т. д.), когда душа покойного посещает живых, т. е. свой прежний дом, но это возврат не окончательный, по завершении поминок она должна снова уйти. Лит.: Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской культуры: Погребальный обряд. М., 1990.