«ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ»
«ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ» - памятник
рус. духовной лит-ры 19 в. Впервые (под названием «Откровенный рассказ
странника...») кн. издана как анонимное сочинение в Казани в 1881, затем
под уточн. названием «Откровенные рассказы...» (с самого начала «рассказов»
было четыре) переиздана там же в 1884. Кроме того, различные версии «О.
Р.» ходили в рукописях. По содержанию это рассказ странствующего православного
мистика из народа о практике непрестанной «внутренней», «сердечной» молитвы
и о скитаниях его по дорогам Св. Руси, встречах и беседах о вере с разн.
людьми. Книга явилась свидетельством продолжения в нар. православии мистических
традиций афонского исихазма. В отличие от подавляющего больш-ва дух.-нравств.
кн. 19 в., для к-рых характерен книжный, «славяно-русский» язык. «О.Р.»
написаны живым и правильным народи, языком, что сближает их с нек-рыми
произв. старообрядческой лит-ры и православных писателей - выходцев из
старообрядчества (как, напр., инок Парфений, автор «Сказания о странствии
и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле», 1855). Специалисты
предполагают также знакомство автора и со светской худ. лит-рой (В.Ф. Одоевский,
А.С. Пушкин). Авторство анонимного соч. долгое время было предметом дискуссий,
среди возм. авторов назывались имена о. Амвросия Оптинского, еп. Феофана
Затворника и др.; сейчас можно считать практически подтвержденным свидетельство
о. Павла Флоренского о том, что автором «О.Р.» (точнее первонач. рукописного
текста, озаглавленного «Искатель непрестанной молитвы») был афонский инок,
по возвращении в Россию рукоположенный в иеромонахи, миссионер, проповедовавший
среди старообрядцев (и сам в прошлом старообрядец) о. Михаил (в миру -
Макарий Космич Козлов, 1826 - 84). Однако в печатных изд. кн. постоянно
«исправлялась и дополнялась» разными лицами. В 1911 еп. Никон (Рождественский)
опубликовал кн. «Из рассказов странника о благодатном действии молитвы
Иисусовой» (Сергиев Посад), содерж. три доп. рассказа, как бы продолжавших
собой прежние «беседы странника». Хотя дополнительные рассказы явно не
принадлежат автору первонач. текста, они в послед. изд. традиционно публикуются
вместе с ним.