РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ОСТРОВСКИЙ Алдр Ник.

ОСТРОВСКИЙ Алдр Ник.

ОСТРОВСКИЙ Алдр Ник. ОСТРОВСКИЙ Алдр Ник. (1823 86) - драматург. Род. в Москве, в семье мелкого чиновника. Окончил г-зию (1840), учился на юрид. ф-те Моск. ун-та, но оставил его (1843). Служил чиновником в суде (1843 - 51). Лит. деят-ностью занимался с нач. 1840-х гг.

ОСТРОВСКИЙ Алдр Ник.

А.Н. Островский

В нач. 1850-х гг. сблизился с ред. ж. «Москвитянин» (М. Погодин, А. Григорьев, Т. Филиппов и др.) и под влиянием славянофильских идей написал неск. комедий, в к-рых в купеческо-мещанской среде ведутся поиски положительных основ рус. жизни («Не в свои сани не садись», 1853; «Бедность не порок», 1854; «Не так живи, как хочется», 1855). Эти произв. вызвали резкую полемику в критике, упреки в идеализации рус. быта (Н. Чернышевский).

С сер. 1850-х гг. окончательно сложилась форма пьес О. как «пьес жизни», изображающих разные социал. и психол. аспекты действительности, сочетающих в своем содержании отрицание и утверждение, смех и слезы в широком диапазоне от напряженного драматизма, приближающегося к трагедии («Гроза», 1859), к мелодраме («Лес», 1871; «Последняя жертва», 1878; «Бесприданница», 1879; «Без вины виноватые», 1884), до мягкого юмора (трилогия о Бальзаминове «Праздничный сон - до обеда», 1857; «Свои собаки грызутся - чужая не приставай», 1861; «За чем пойдешь, то и найдешь», 1861) и резкой, переходящей в гротеск сатиры («На всякого мудреца довольно простоты», 1868; «Горячее сердце», 1869).

В 1860-е гг. О. обращается также к ист. драматургии (хроника в стихах «Козьма Захарьич Минин-Сухорук, 1862; «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», 1867; «Тушино», 1867; комедия «Воевода», 1865), в 1873пишет стихотворную сказку «Снегурочка». В последние годы жизни - неск. произв. в соавторстве с молодыми драматургами Н.Я. Соловьевым и М.П. Невежиным.

О. казался единств. в 19 в. рус. писателем, все интересы к-рого сосредоточились в сфере драматургии. 47 его оригинальных пьес в течение десятилетий были основой репертуара моск. Малого т-ра, имевшего даже неофициальное назв. «Дом Островского». Они широко шли на сценах Петербурга и провинции. В них играли замечательные актеры П., М., О. Садовские, П. Стрепетова, М. Ермолова и др. Творчество О. стало предметом значительных крит. статей Н. Добролюбова, А. Григорьева, А. Дружинина.