ОРЛОВСКИЙ (наст. фам. Смирнов) Бор. Ив. (1792-1837) -скульптор.
Род. в с. Большое Столобенцкое Орловской губ., в семье крепостных. Учился
в Москве у ремесленника, мастера по обработке мрамора С.П. Кампиони. В
1816 переехал в Пб. и поступил в мастерскую ваятеля П. Трискорни. Большую
роль в творч. судьбе О. сыграл И.П. Мартос, у к-рого О. учился в Петерб.
АХ, получив в 1822 вольную. Был направлен как пенсионер АХ в Рим (1823
- 28), где посещал мастерскую скульптора Торвальдсена, чье творчество оказало
большое влияние на работы О. После возращения в Пб. преподавал в АХ (с
1831). Осн. произв. О. - «Парис» (1824, переведен в мрамор в 1838), пам.
М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли перед Казанским собором в Петербурге
(бронза, открыты в 1837), фигура ангела на Александровской колонне (бронза,
1834), декор. скульптура Моск. триумф, ворот в Пб. (32 фигуры гениев во
фризе и 8 композиций из воен. атрибутов, медь, 1835 - 37).
В творчестве О. соединяется классицизм решений формы с романтизмом эмоциональности
восприятия образа. В монумент. работах следовал принципу синтеза иск-в,
успешно решая пробл. связи пластики и архитектуры. Использовал символич.
образы для выражения гражд. идей. По худож. взглядам близок И. П. Витали
и П.К. Клодту. Творчество О. оказало решающее влияние на развитие рус.
скульптуры 2-й пол. 19 в.