РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ОРГАН

ОРГАН

ОРГАН ОРГАН (лат. organum - инструмент. орудие) - клавишно-духовой муз. инструмент. Не ранее 10 в. О. становится непременным участником католич. и впоследствии протестантского богослужения; также инструмент концертного музицирования. Благодаря своим размерам и богатым возможностям О. широко известен как «король инструментов». Существует, однако, О. малого размера (т. н. О.-позитив), с весьма огранич. ресурсами; он широко использовался в церк. практике в кон. 10-17 вв. О.-позитив известен также в домашнем обиходе.

Звук О. дает вибрация воздуха, к-рый нагнетается в мехи. Клапаны в трубах открываются через передаточный механизм нажатием клавиш на ручных (мануальных) или ножной (педальной) клавиатурах, к-рые расположены на т. н. игральном столе (пульте) О. Количество мануалов - от 1 до 4 - 5, редко до 7; педальная клавиатура - 1 (в прошлом в редких случаях 2). Трубы различаются по материалу (дерево и металл), размеру, форме, расположению и группируются по регистрам - опред. тембру и силе звучания каждого тона. Включатели регистров располагаются на пульте, слева и справа от мануалов.

О. - древнейший клавишный инструмент. В 3 в. до н. э. мастер Ктесибий из Александрии построил гидравлос - О., к-рый действовал под давлением воды. В 4 в. н. э. водный механизм заменен воздушными мехами. В ср-век. Европу О. попадает, по-видимому, из Византии (8 в.). До 13 - 14 вв. строили большие О. с тяжелым, неподатливым механизмом, к-рый Tpeбовал приложения значит. физич. усилий. В 13- 16 вв. широкое распространение получил переносной О.-портатив (organetto). В нач. 16 в. большой О. значит. усовершенствовался под влиянием легкой механики портатива и получил близкий к совр. внешний вид.

Вершиной органного репертуара явились произв. И.С. Баха, к-рые послужили образцом для многих композиторов 19 в. - Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Листа, М. Регера, Ц. Франка, Ш.-М. Видора, Л. Вьерна. В добаховское время значит. органными композиторами были Д. Букстехуде, Я. Свелинк, Дж. Фрсскобальди и др. Достижения органной музыки 20 в. связывают с именами М. Дюпре, О. Мессиана. В России профессиональная органная школа формируется на рубеже 19 - 20 вв. Для О. сочиняли А.К. Глазунов, С.И. Танеев, С.М. Ляпунов, позднее - А.Ф. Гедике, Х.С. Кушнарев, Р.К. Щедрин и др.

В сов. время во главе моск. школы органистов стал Гедике, воспитавший ряд концертирующих органистов (С.Л. Дижур, Г.Я. Гродберг, Л.И. Ройзман и др.); во главе Петербург. школы был И.А. Браудо, из класса к-рого вышли Н.О. Оксентян, Л.С. Дайч, В.Н. Бакеева, В.Г. Стамболцян и др. С 1958 в СССР установлено и реконструировано свыше 40 больших О.