РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ОРФОГРАФИЯ

ОРФОГРАФИЯ

ОРФОГРАФИЯ ОРФОГРАФИЯ (греч. от - правильный и - пишу) - правописание, сист. правил, установленных в яз. для прав. передачи речи на письме, и лингвистич. дисципл., изучающая и формулирующая эти правила. О. регламентирует правила буквенной передачи фонемного облика слов, слитное, раздельное и дефисное написание слов, употребление прописных и строчных букв, способы графич. сокращения слов и словосочетаний, перенос слов со строки на строку. Термин «правописание» понимается обычно более широко - в него, помимо собств. О., включаются и правила пунктуации данного яз.

Нормы О. устанавливаются с учетом структуры и семантики язык. единиц. Так, характер написания слов (слитно, раздельно или через дефис) определяется лексико-морфологическими соображениями: слова пишутся раздельно, части слов - слитно, для переходных или неясных случаев введено полуслитное (через дефис) написание. Употребление прописных и строчных букв регулируется с учетом характера слова и его положения в предложении. Правила переноса слов определяются на основе слоговой и морфемной структуры слова.

Важнейшая часть рус. О. - буквенное обозначение звукового состава слова - строит свои правила на основе ряда принципов: 1) Морфологический (морфемный) принцип написания является ведущим и заключается в единообразном написании морфем, независимо от происходящих в них фонетических изменений. Так, приставка от- может в разных словах произноситься как [ат] (оттащить), [ад] (отдать), [am'] (оттеснить), [от] (отпуск), [од] (отдых), [от'] (оттепель) и даже [ац] (отцепить), однако в соответствии с морфол. принципом во всех этих случаях мы пользуемся одним написанием от-. Морфол. принцип не затрагивает явления двух типов: а) связанные со слоговым принципом графики - вод-а, но земл-я (в этих словах одному и тому же окончанию соответствуют разные буквы «а» и «я», поскольку в значение этих букв входит не только фонемный статус гласного, но и указание на мягкость/твердость предшествующего согласного); б) связанные с историческими чередованиями звуков - ног-а, но нож-ка, лез-у, полазить и т. п.

2) Фонетический принцип ориентирует О. на произношение, при этом на письме отражаются позиционные чередования фонем, а графическое единообразие морфемы разрушается: разбить, но распилить, Играть, но сЫграть. В качестве ведущего используется редко (напр., в белорус. и сербохорват. О.). В рус. письме представлен единичными орфограммами, нарушающими ведущий морфологический принцип.

3) Исторический (традиционный, этимологический) принцип стремится сохранить написание, применявшееся ранее, выбор написания определяется этимологией или традицией: воКзал, хорошеГо, сОбака. Данный принцип широко представлен в англ. и франц. О.

4) Принцип графико-морфологических аналогий (граммематический) - выбор написания определяется стремлением к аналогии с др. словом того же грам. класса. Этому принципу написания подчинено написание буквы ъ после шипящих в словах ряда морфологических категорий: ночь, рожь - как ель, режь - как брось, беречь - как брать.

5) Иногда выделяют дифференцирующий принцип - выбор написания продиктован стремлением разграничить, дифференцировать орфографическими средствами два слова: ожОг и ожЁг, кОмпания и кАмпания и др.