ОРДЕР - 1) Письм. приказ, распоряжение, один из эл-тов практики
и делопроиз-ва адм., финанс., судебного и пр. характера. Напр., О. на по
лучение денег, квартирный О., О. на арест и т. п. 2) О. воен. - регламентированное
по направлению и дистанции взаимное расположение воен. кораблей в походе
и во время боя. Термин применялся еще в петровское время. 3) О. арх. -
определ. сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции,
их структура и худож. воплощение. О. существовали с древнейших времен (Египет,
ассиро-вавилонское, др.-перс. зодчество), а их оформление в систему произошло
в др. -греч. архитектуре к 5 в. О. включает несущие (колонна с капителью,
базой, иногда пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз, карниз) части. Классич.
О. - дорический, ионический и коринфский, получившие назв. от племен и
обл. Греции. Ордерные принципы способствовали созданию тектонически ясного
арх. образа, выработке соразмерных человеку арх. масштабов. Дорический
О. характеризуется отсутствием базы, ствол колонны покрыт прямоугольными
желобками-каннелюрами, сужается кверху, иногда имеет расширение в середине
ствола; капитель состоит из трех частей: шейки, полувала, верхней квадратной
плиты. Классич. форма дорического О. встречается в Парфеноне и Пропилеях
афинского Акрополя. Ионический О. имеет базу, состоящую из двух валов,
разделенных выкружкой, и нижнего плинта. Каннелированная колонна сужается
кверху, завершается капителью, имеющей по обе стороны верхней части крупные
завитки-волюты. Классич. образец ионического О. имеется в Эрехтейоне на
афинском Акрополе. Коринфский О. отличается от ионического формой капители
в виде корзины из стилизованных листьев аканфа и волютами. Это самый нарядный
О., получивший особое распространение в архитектуре антич. Рима (Пантеон
и др.). Разновидностью коринфского О. является композитный, сочетающий
в себе коринфский и ионический. Неск. позже появляется тосканский О., являющийся
разновидностью дорического (осн. отличие - гладкий ствол).
Особенности и правила построения О. изложены в трактате римского писателя
Витрувия. В основу пропорций О. для измерения высоты отд. частей им положен
модуль - 1/2 диаметра свода колонны у ее основания.
В ср. века О. применялся редко. Значительный интерес к ордерным системам
проявляется в эпоху Возрождения (впервые в Италии в 15 в. у Брунеллески).
В рус. арх. эл-ты О. встречаются с древнейших времен (Владимиро-Суздальское
зодчество, ц. Воскресения в с. Коломенском под Москвой и др.). В 18 и 19
вв. ордерной системой в совершенстве владели Д. Кваренги, В.В. Растрелли,
В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, К.И. Росси и мн. др. В 20 в.
использование О. характерно для арх. неоклассицизма (И.В. Жолтовский, В.А.
Щуко, И.О. Фомин и др.). В 1940-50-х гг. чаще др. используется коринфской
О., к-рый нередко теряет конструктивное назначение и используется как декор.
арх. эл-т.
Лит.: Витрувий. Десять книг об архитектуре. М., 1936. Т. 1; А
л ь б е р т и Л. Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М., 1935-37; Маркузон
В.Ф. Архитектурные ордера //Всеобщая история архитектуры: В 12 т. 2-е изд.
М., 1973. Т. 2. С.33-42.