ОРАНИЕНБАУМ - дворцово-парковый ансамбль 18 в. западнее Петергофа,
на юж. берегу Финского залива, напротив о-ва Котлин. Основан в 1710, город
- с 1780; в 1948 переименован в Ломоносов. Большой дворец (автор проекта
неизв.) был построен для первого владельца О. - кн. А.Д. Меншикова, фаворита
Петра I, ген.-губернатора СПб. Здесь Меншиков был в 1727 арестован. С 1743
О. становится летней резиденцией «малого двора» будущего имп. Петра III.
В Нижнем саду были построены Картинный дом с театром, картинной галереей,
кунсткамерой и 6-кой (1755, В. Растрелли) и деревянный Оперный дом (1759,
А. Ринальди; позднее перевезен в СПб). До отречения Петра III О. был одним
из центров рус. муз. культуры. Крепость Петерштадт (1757 - 62, А. Ринальди)
построена для личной гвардии Петра Федоровича, набранной в его Гольштейн-Готторпском
герцогстве. В крепости - небольшой интимный дворец. В 1762 в любимом им
О. Петр III подписал отречение от престола, по преданию, в Японском павильоне
Большого дворца, и был арестован. При Екатерине II был создан ансамбль
Собственной дачи - обширный регулярный сад сложной планировки, со множеством
павильонов и интимным Китайским дворцом. В дальнейшем О. принадлежал Александру
I, его младшему брату Михаилу Павловичу и его потомкам - герцогам Мекленбург-Стрелицким.
В период блокады Ленинграда О. находился под защитой артиллерии Кронштадта
и Балтийского флота. Дворцово-парковый ансамбль не пострадал. Большой дворец,
подобно Петергофскому, обращен к морю и связан с ним каналом. Между дворцом
и гаванью канала - голландский сад с партерами, цветниками и мраморной
скульптурой. Композиция и фасады дворца сохранились с меншиковского времени
почти без изменений; здание является шедевром петровского барокко. До 1920-х
гг. существовала дворцовая церковь (1727). Остальные интерьеры Большого
дворца несколько раз полностью перестраивались. Сохранились резная лестница
1730-х гг., комнаты фаворитки Петра III Елизаветы Воронцовой с изысканной
плафонной лепкой А. Ринальди в стиле рококо, неск. парадных залов, отделанных
в сер. и 2-й пол. 19 в. Г.А. Боссе, Л.Л. Бонштедтом, Е.Г. Прейсом и О.
Паульсеном, гл. обр. в стиле 2-го рококо. Дворец Петра III в Петерштадте,
Китайский дворец и павильон Катальной горки, созданные А. Ринальди, представляют
собой единственный в России ансамбль стиля рококо. Во дворце Петра III
наиб. ценность представляют уникальные лаковые росписи трех комнат в стиле
шинуазри - экзотического варианта рококо, работы Ф. Власова (почти единственный
подлинный образец «китайщины» в русской декор. жив.). Китайский дворец,
или Собственная Е.И.В. дача, многие комнаты в нем оформлены в стиле гаинуазри
или с китайскими мотивами. Дворец - единственный в России целостный памятник
гедонизма эпохи Просвещения. Катальная горка представляла собой высокий
многоярусный павильон с роскошно отделан. залом и двумя кабинетами, с галереями
для обозрения и скатами на колоннах для катания на колясочках (скаты не
сохранились). В О. императрица праздновала завершивший рус.-турецкую войну
1768 - 74 Кючук-Кайнарджийских мир. В городе сохранилась гл. улица с каменными
домами 1-й пол. 19 в. и параллельная ей улица деревянных дач 2-й пол. 19
- нач. 20 в. Ценность О. определяется худож. ценностью уникального и прекрасно
сохранившегося ансамбля, культурной ценностью его как памятника так и не
привившей в России галантной культуры 18 в. и как единственного мемориала
Петра III.