РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ОРАНИЕНБАУМ

ОРАНИЕНБАУМ

ОРАНИЕНБАУМ ОРАНИЕНБАУМ - дворцово-парковый ансамбль 18 в. западнее Петергофа, на юж. берегу Финского залива, напротив о-ва Котлин. Основан в 1710, город - с 1780; в 1948 переименован в Ломоносов. Большой дворец (автор проекта неизв.) был построен для первого владельца О. - кн. А.Д. Меншикова, фаворита Петра I, ген.-губернатора СПб. Здесь Меншиков был в 1727 арестован. С 1743 О. становится летней резиденцией «малого двора» будущего имп. Петра III. В Нижнем саду были построены Картинный дом с театром, картинной галереей, кунсткамерой и 6-кой (1755, В. Растрелли) и деревянный Оперный дом (1759, А. Ринальди; позднее перевезен в СПб). До отречения Петра III О. был одним из центров рус. муз. культуры. Крепость Петерштадт (1757 - 62, А. Ринальди) построена для личной гвардии Петра Федоровича, набранной в его Гольштейн-Готторпском герцогстве. В крепости - небольшой интимный дворец. В 1762 в любимом им О. Петр III подписал отречение от престола, по преданию, в Японском павильоне Большого дворца, и был арестован. При Екатерине II был создан ансамбль Собственной дачи - обширный регулярный сад сложной планировки, со множеством павильонов и интимным Китайским дворцом. В дальнейшем О. принадлежал Александру I, его младшему брату Михаилу Павловичу и его потомкам - герцогам Мекленбург-Стрелицким. В период блокады Ленинграда О. находился под защитой артиллерии Кронштадта и Балтийского флота. Дворцово-парковый ансамбль не пострадал. Большой дворец, подобно Петергофскому, обращен к морю и связан с ним каналом. Между дворцом и гаванью канала - голландский сад с партерами, цветниками и мраморной скульптурой. Композиция и фасады дворца сохранились с меншиковского времени почти без изменений; здание является шедевром петровского барокко. До 1920-х гг. существовала дворцовая церковь (1727). Остальные интерьеры Большого дворца несколько раз полностью перестраивались. Сохранились резная лестница 1730-х гг., комнаты фаворитки Петра III Елизаветы Воронцовой с изысканной плафонной лепкой А. Ринальди в стиле рококо, неск. парадных залов, отделанных в сер. и 2-й пол. 19 в. Г.А. Боссе, Л.Л. Бонштедтом, Е.Г. Прейсом и О. Паульсеном, гл. обр. в стиле 2-го рококо. Дворец Петра III в Петерштадте, Китайский дворец и павильон Катальной горки, созданные А. Ринальди, представляют собой единственный в России ансамбль стиля рококо. Во дворце Петра III наиб. ценность представляют уникальные лаковые росписи трех комнат в стиле шинуазри - экзотического варианта рококо, работы Ф. Власова (почти единственный подлинный образец «китайщины» в русской декор. жив.). Китайский дворец, или Собственная Е.И.В. дача, многие комнаты в нем оформлены в стиле гаинуазри или с китайскими мотивами. Дворец - единственный в России целостный памятник гедонизма эпохи Просвещения. Катальная горка представляла собой высокий многоярусный павильон с роскошно отделан. залом и двумя кабинетами, с галереями для обозрения и скатами на колоннах для катания на колясочках (скаты не сохранились). В О. императрица праздновала завершивший рус.-турецкую войну 1768 - 74 Кючук-Кайнарджийских мир. В городе сохранилась гл. улица с каменными домами 1-й пол. 19 в. и параллельная ей улица деревянных дач 2-й пол. 19 - нач. 20 в. Ценность О. определяется худож. ценностью уникального и прекрасно сохранившегося ансамбля, культурной ценностью его как памятника так и не привившей в России галантной культуры 18 в. и как единственного мемориала Петра III.