РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ОПЕРЕТТА

ОПЕРЕТТА

ОПЕРЕТТА ОПЕРЕТТА - муз.-театральный жанр. преимуществ. веселого, развлекат. характера, где пение и инструмент. эпизоды перемежаются с разговорными диалогами. Как самостоят. жанр О. утверждается ок. сер. 19 в. «Днем рождения» ее считают 5 июля 1855, когда состоялось успешное открытие камерного театра Ж. Оффенбаха «Les Bouffes parisiens» премьерой двух его одноактных пьес «Белая ночь» и «Двое слепцов», хотя за год до этого открылся сходный театрик «Les Folies concertantes» под рук. Эрве (псевд. Ф. Ронже), во многом предвосхитившего, наряду с А. Гриссаром и Л. Клаписсоном, искания Оффенбаха. Историч. предшественниками О. являются франц. водевиль, получивший широкое распространение и на рус. сцене, англ. балладная опера и немецкий зингшпиль, к-рый часто также именовался О.

Вершинные классич. образцы О. представлены в творчестве Оффенбаха (к-рый, однако, чаще использовал в кач-ве жанрового определения своих сочинений термины opera bouffa, opera bouffon) - «Прекрасная Елена», «Орфей в аду» и др. Жанровой основой музыки Оффенбаха часто служат вальс и особ. канкан, являющийся символом ликующего оптимизма, радости жизни. Наряду с франц., особое признание в России и широкую репертуарную популярность получила венская О., связанная с именами И. Штрауса («Летучая мышь», «Цыганский барон», «Венская кровь»), К. Миллекера («Нищий студент»), Ф. Зуппе («Прекрасная Галатея»), К. Целлера («Продавец птиц»), Ф. Легара «(Граф Люксембург», «Веселая вдова»), И. Кальмана («Королевачардаша», «Графиня Марица», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра»). Особую грань в иск-ве О. явило творчество англ. мастеров Гилберта и Сэлливана (оперетта «Микадо», 1885; за три года выдержала более 9000 представлений по всему миру).

В России О. появилась в кон. 1860-х гг. Это были постановки «Прекрасной Елены» и др. О. Ж. Оффенбаха. В 1867 А.П. Бородин создал О.-пастиччо на рус. тему «Богатыри» на либретто В. А. Крылова, близкую по типу к О. Однако в последующие годы в жанре О. не было создано ничего значительного. Развитие О. в сов. период связано с именами И.О.Дунаевского и Н.М. Стрельникова. Большое влияние на О. оказали кинокомедии с музыкой Дунаевского («Веселые ребята», 1934; «Цирк», 1936; «Волга-Волга», 1938). В О. органич. вошли песни-марши и лирич. песни. В числе лучших - О. Дунаевского «Золотая долина» (1937), «Вольный ветер» (1947), «Белая акация» (1955), имеющие в целом лирико-романтич. характер. Сред» репертуарных О., созданных другими композиторами, - «Свадьба в Малиновке» Б.А. Александрова (1937); «Трембита» (1949), «Поцелуй Чаниты» (1967) и «Цирк зажигает огни» (1960) Ю.С. Милютина; «Севастопольский вальс» (1961) К.Я. Листова; «Москва-Черемушки» (1959) Д.Д. Шостаковича, а также произведения В. П. Соловьева-Седого, Т.Н. Хренникова, А.П. Долуханяна, А.П. Петрова, Н.В. Богословского и мн. др.