РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ОПЕРАТОР

ОПЕРАТОР

ОПЕРАТОР ОПЕРАТОР - специалист, производящий киносъемку. Первые О. вышли из фотографов, к-рые не ставили перед собой худож. задач, заботясь лишь о получении отчетливого изображения. Операт. мастерство формировалось на основе опыта фотографии, становившейся иск-вом, переосмыслении для себя выразит. возможностей изобр. иск-ва, особенно живописи, т-ра. Амер. О. Б. Битцер, работавший с реж. Д.У. Гриффитом, одним из первых использовал «рембрандтовское освещение». О. рус. дорев. кино А. Левицкий, Е. Славинский, Б.Завелевидр. использовали динамику света, заботились о создании световоздушной среды, проводили съемки с движения. Большой вклад в развитие операт. иск-ва внесли О. нем. экспрессионизма (Г. Зебер, К. Фрейнд, К. Хофманидр.), франц. «Авангарда», швед. кино 20-х гг. (Ю. Йенцов и др.). Ведущим направлением сов. операт. иск-ва 20-х гг. стал четкий, графичный, экспрессивный стиль, отмеченный сверхвыразительностью, вниманием к фактурам подлинных объектов, наиб. ярко представленный творчеством Э. Тиссэ и А. Головни. А. Москвин, представлявший живописное направление в операт. иск-ве, заложил основы операт. работы с актерским коллективом.

Серьезные изменения произошли в операт. иск-ве в 30-е гг. в связи с приходом звука, переходом к повествоват.-драматургич. конструкциям, превращением играющего актера в гл. фигуру ф., изменением принципа мизансценирования. Увеличилась подвижность камеры. Изобретение трансфокатора позволило плавно изменять масштабы изображения внутри кадра оптическим путем при неподвижности аппарата. В 30-е гг. большим влиянием пользуется работа Г. Толанда (США, ф. «Грозовой перевал», «Гражданин Кейн» и др.). В сов. кино новый подход к работе О. проявился в творчестве А. Москвина, М. Магидсона, В. Нильсена, Б. Волчека, Л. Косматоваидр.

Новый этап развития операт. иск-ва начался в послевоен. годы. Он был связан с изображением внутр. мира чел. Техника способствовала поискам О. - совершенствование кинообъективов и осветит. приборов, повышение светочувствительности пленки, уменьшение веса кинокамеры изменили манеру съемки. Уменьшилось кол-во света, необходимого для съемки, - стало возможным снимать ночью в естеств. интерьерах и пр. Новый этап в развитии иск-ва О. связан с творчеством С. Урусевского. Он первым в мире использовал съемку ручной камерой в игровом ф. «Субъективная камера».

В 40 - 50-е гг. активно осваивается цвет. Начиная с 50-х гг. О. ищут способы расширения границ кадра - широкий экран и широкий формат.

На границе 60 -70-х гг. была сломана просуществовавшая более полувека система освещения. О. стали отталкиваться от реальных световых состояний, в т.ч. и «неэффектных», не просто копируя их, а добиваясь их образного наполнения. Большое внимание стало уделяться «втягиванию» зрителя в экранное действие. В этом направлении, часто назыв. «правда света», работают Г. Рерберг, П. Лебешев, Д. Долинин, В. Федосов, Л. Калашников и др.

Выразит. средства совр. О. включают: свет, цвет, оптический рисунок, комн. кадра, движение камеры, темп и пр. О. реализует в киноизображении стиль ф., заложенный в его драматургии и реж. трактовке, работает в тесном контакте с худож.-постановщиком и худож. по костюмам. Велика роль О. в создании актерского образа. О. принимает участие в утверждении эскизов декораций и костюмов, в определении мест съемок, выбора актеров на роли. О.-постановщик возглавляет работу над съемками, руководит ассистентом-О. и всей операторской группой.

Лит.: Десять операторских биографий. М., 1980. Вып. 1; Меркель М. Угол зрения. М., 1981.