РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Серьезные изменения произошли в операт. иск-ве в 30-е гг. в связи с приходом звука, переходом к повествоват.-драматургич. конструкциям, превращением играющего актера в гл. фигуру ф., изменением принципа мизансценирования. Увеличилась подвижность камеры. Изобретение трансфокатора позволило плавно изменять масштабы изображения внутри кадра оптическим путем при неподвижности аппарата. В 30-е гг. большим влиянием пользуется работа Г. Толанда (США, ф. «Грозовой перевал», «Гражданин Кейн» и др.). В сов. кино новый подход к работе О. проявился в творчестве А. Москвина, М. Магидсона, В. Нильсена, Б. Волчека, Л. Косматоваидр.
Новый этап развития операт. иск-ва начался в послевоен. годы. Он был связан с изображением внутр. мира чел. Техника способствовала поискам О. - совершенствование кинообъективов и осветит. приборов, повышение светочувствительности пленки, уменьшение веса кинокамеры изменили манеру съемки. Уменьшилось кол-во света, необходимого для съемки, - стало возможным снимать ночью в естеств. интерьерах и пр. Новый этап в развитии иск-ва О. связан с творчеством С. Урусевского. Он первым в мире использовал съемку ручной камерой в игровом ф. «Субъективная камера».
В 40 - 50-е гг. активно осваивается цвет. Начиная с 50-х гг. О. ищут способы расширения границ кадра - широкий экран и широкий формат.
На границе 60 -70-х гг. была сломана просуществовавшая более полувека система освещения. О. стали отталкиваться от реальных световых состояний, в т.ч. и «неэффектных», не просто копируя их, а добиваясь их образного наполнения. Большое внимание стало уделяться «втягиванию» зрителя в экранное действие. В этом направлении, часто назыв. «правда света», работают Г. Рерберг, П. Лебешев, Д. Долинин, В. Федосов, Л. Калашников и др.
Выразит. средства совр. О. включают: свет, цвет, оптический рисунок, комн. кадра, движение камеры, темп и пр. О. реализует в киноизображении стиль ф., заложенный в его драматургии и реж. трактовке, работает в тесном контакте с худож.-постановщиком и худож. по костюмам. Велика роль О. в создании актерского образа. О. принимает участие в утверждении эскизов декораций и костюмов, в определении мест съемок, выбора актеров на роли. О.-постановщик возглавляет работу над съемками, руководит ассистентом-О. и всей операторской группой.
Лит.: Десять операторских биографий. М., 1980. Вып. 1; Меркель М. Угол зрения. М., 1981.