ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА оригинальнал строфа, созд. А.С. Пушкиным
для ром. в стихах «Евгений Онегин» (1823 - 31); ее часто наз. « царицей
рус. строф». Представляет собой 14-стишие 4-стоиного ямба с рифмовкой:
AbAbCCddEffEgg (прописные буквы - жен. рифмы, строчные - муж.). Ритмич.
и интонац. О.С. распадается на 3 четверостишия разл. способов рифмовки
и заключит. двустишие, обычно совпадая с композиц. членением, где 1-е четверостишие
задает тему, 2-е представляет собой развитие темы, 3-е - кульминацию, двустишие
- концовку; такая структура О.С.делает ее как бы «стихотворением в стихотворении»,
это одна из самых длинных строф в рус. поэтической практике. О.С. осталась
прочно связ. с именем ее создателя и не получила масс. употребления; все
позднейшие обращения к этой строфе вызывали устойчивые ассоциации с пушкинской
традицией. Сам Пушкин повторяет О.С. в неоконч. поэме «Езерский», М.Ю.
Лермонтов - в «Тамбовской казначейше» (1838), Н.М. Языков - 5-стопным ямбом
- в поэме «Две липки» (1846). В сер. 19 в. О.С. употребляется почти исключит.
в пародиях и перепевах (Д.Д. Минаев, «Евгений Онегин нашего времени», 1865
- 77, и др.). Нач. 20 в. отмечено новыми обращениями к О.С.: М. Волошин
«Письмо» (1907), С. Соловьев «Эпиталама» (1907), В. Иванов «Младенчество»
(1918) и др.; в однострофных стих. Ю.Балтрушайтиса (1914-17) О.С. выступала
уже в качестве твердой стихотв. формы.