РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ОХОТА

ОХОТА

ОХОТА ОХОТА - форма хоз. деят-ности, осуществл. как потребление предметов животного мира. Ведущей деят-ностью являются преследование и поимка животных. Осн. задачей О. всегда было получение продуктов питания, однако кости и шкуры животных могли использоваться как материал для стр-ва жилища и изготовления одежды, охотничья добыча могла быть лекарственным сырьем, использоваться в ритуально-магических целях. О. была важным занятием первобытного человека и позднее осн. из хоз.-культурных типов занятий населения, живущего присваивающим х-вом. В эпоху верхи, палеолита развитие О. привело нас. к высокому уровню потребления мяса, но одноврем. к истреблению крупных животных и кризису присваивающего х-ва. Одна из форм О. - массовый загон животных в западню - становится с этого времени реликтовой формой. Ввиду разнообразия целей, приемов О., ее орудийного оснащения существует множество классификаций этого вида деят-ности. Выделяются 2 направления О. - мясное и кожевенно-пушное, в последнем заключена большая вероятность возникновения товарных отношений. Принято выделять 2 формы О. - активную (включающую разыскивание, преследование и поражение зверя при помощи спец. орудий) и пассивную (с использованием ловушек, задерживающих или поражающих добычу без непосредств. участия человека). Способами активной О. являются преследование, выслеживание, подманивание, облава, загон, засада, поражение зверя при помощи ручного метательного оружия (ружья и др.), «белого» оружия (ножи, пики, рогатины и пр.) или единоборства человека и зверя. В активной О. используются собаки, ловчие птицы, верховые и вьючные животные. Пассивная О. требует стационарных или переносных ловушек, в к-рых используются различные виды приманки (пища, животные противоположного пола и др.). О. м.б. осн. занятием части нас., практикующего производящее х-во, специализированным подсобным промыслом, формой элитарной деят-ности, способом проведения досуга. На Руси О. издревле была важнейшим подсобным промыслом. Меха были одним из основных предметов торговли Руси с Востоком (Булгар, Итиль) и с Западом; мехами платили дань князьям. О. была и существенным источником мяса. С усилением соц. расслоения формы О. также стали соц. отмеченными: если у низших классов преобладали пассивные формы, то О. знати была исключительно активной, причем гл. ее функцией здесь было не обеспечение мясом и др. продуктами О., а развлечение. Несмотря на негативное отношение правосл. церкви к О., она была гл. способом времяпрепровождения рус. князей. Особой пышностью отличалась царская О. в Моск. гос-ве, где она находилась в ведении Конюшенного приказа. После перерыва на время правления равнодушного к О. Петра I она снова расцветает при его наследниках: Петр II проводил на О. почти все время. Страстными охотниками были также имп. Анна Иоанновна и Елизавета Петровна. Новый расцвет царской О. начался в правление Александра II, который охотился в Гатчине и Лисино (под Тосно); еще более страстный охотник Александр III превратил в царские охотничьи угодья также Беловежскую пущу. Местом царской О. была также старая О. польских королей в Спале. Там же охотился Николай II. В 19 в. единственной формой О. стала загонная - загонщики гнали зверя на охотников с ружьями, расставленных по номерам. О. у русских была сопряжена со специфич. фольклорно-мифол. представлениями: напр., о лешем - хозяине леса и живущих в нем зверей, о необходимости соблюдения ряда пищевых, поведенческих и половых запретов. Считалось, что женщина приносит на О. неудачу; во время О. о звере ничего нельзя было говорить (зверь все слышит) и т. д. Особое место в охотничьих обрядах занимал страстной четверг на 7-й неделе Великого поста. Накануне этого дня под стол клали ружье с принадлежностями, смолу, вереск, вербу и сметану, использовавшиеся затем в охотничьей магии; иногда в тот же день ружье промывали и смазывали свежесбитым маслом. С О. были связаны многочисл. заговоры; считалось также, что существуют и злые наговоры, препятствующие успешной О. Мн. охотничьи обычаи, исчезнувшие в Европ. России в результате разрушения крест. быта, сохранились в Сибири и в 20 в.

ОХОТА

Охота с борзыми. Худ. Н. Васильев

Лит.: Кутепов Н.И. [Царская охота на Руси]: Исторический очерк: В 4 т. 2-е изд. СПб., 1896-1911; Охотники, собиратели, рыболовы: Пробл. соц.-экон. отношений в доземледельч. об-ве: [Сб. ст.]. Л., 1972; Громыко М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (18 - перв. пол. 19 в.). М., 1985.