ОХОТА - форма хоз. деят-ности, осуществл. как потребление предметов
животного мира. Ведущей деят-ностью являются преследование и поимка животных.
Осн. задачей О. всегда было получение продуктов питания, однако кости и
шкуры животных могли использоваться как материал для стр-ва жилища и изготовления
одежды, охотничья добыча могла быть лекарственным сырьем, использоваться
в ритуально-магических целях. О. была важным занятием первобытного человека
и позднее осн. из хоз.-культурных типов занятий населения, живущего присваивающим
х-вом. В эпоху верхи, палеолита развитие О. привело нас. к высокому уровню
потребления мяса, но одноврем. к истреблению крупных животных и кризису
присваивающего х-ва. Одна из форм О. - массовый загон животных в западню
- становится с этого времени реликтовой формой. Ввиду разнообразия целей,
приемов О., ее орудийного оснащения существует множество классификаций
этого вида деят-ности. Выделяются 2 направления О. - мясное и кожевенно-пушное,
в последнем заключена большая вероятность возникновения товарных отношений.
Принято выделять 2 формы О. - активную (включающую разыскивание, преследование
и поражение зверя при помощи спец. орудий) и пассивную (с использованием
ловушек, задерживающих или поражающих добычу без непосредств. участия человека).
Способами активной О. являются преследование, выслеживание, подманивание,
облава, загон, засада, поражение зверя при помощи ручного метательного
оружия (ружья и др.), «белого» оружия (ножи, пики, рогатины и пр.) или
единоборства человека и зверя. В активной О. используются собаки, ловчие
птицы, верховые и вьючные животные. Пассивная О. требует стационарных или
переносных ловушек, в к-рых используются различные виды приманки (пища,
животные противоположного пола и др.). О. м.б. осн. занятием части нас.,
практикующего производящее х-во, специализированным подсобным промыслом,
формой элитарной деят-ности, способом проведения досуга. На Руси О. издревле
была важнейшим подсобным промыслом. Меха были одним из основных предметов
торговли Руси с Востоком (Булгар, Итиль) и с Западом; мехами платили дань
князьям. О. была и существенным источником мяса. С усилением соц. расслоения
формы О. также стали соц. отмеченными: если у низших классов преобладали
пассивные формы, то О. знати была исключительно активной, причем гл. ее
функцией здесь было не обеспечение мясом и др. продуктами О., а развлечение.
Несмотря на негативное отношение правосл. церкви к О., она была гл. способом
времяпрепровождения рус. князей. Особой пышностью отличалась царская О.
в Моск. гос-ве, где она находилась в ведении Конюшенного приказа. После
перерыва на время правления равнодушного к О. Петра I она снова расцветает
при его наследниках: Петр II проводил на О. почти все время. Страстными
охотниками были также имп. Анна Иоанновна и Елизавета Петровна. Новый расцвет
царской О. начался в правление Александра II, который охотился в Гатчине
и Лисино (под Тосно); еще более страстный охотник Александр III превратил
в царские охотничьи угодья также Беловежскую пущу. Местом царской О. была
также старая О. польских королей в Спале. Там же охотился Николай II. В
19 в. единственной формой О. стала загонная - загонщики гнали зверя на
охотников с ружьями, расставленных по номерам. О. у русских была сопряжена
со специфич. фольклорно-мифол. представлениями: напр., о лешем - хозяине
леса и живущих в нем зверей, о необходимости соблюдения ряда пищевых, поведенческих
и половых запретов. Считалось, что женщина приносит на О. неудачу; во время
О. о звере ничего нельзя было говорить (зверь все слышит) и т. д. Особое
место в охотничьих обрядах занимал страстной четверг на 7-й неделе Великого
поста. Накануне этого дня под стол клали ружье с принадлежностями, смолу,
вереск, вербу и сметану, использовавшиеся затем в охотничьей магии; иногда
в тот же день ружье промывали и смазывали свежесбитым маслом. С О. были
связаны многочисл. заговоры; считалось также, что существуют и злые наговоры,
препятствующие успешной О. Мн. охотничьи обычаи, исчезнувшие в Европ. России
в результате разрушения крест. быта, сохранились в Сибири и в 20 в.
Охота с борзыми. Худ. Н. Васильев
Лит.: Кутепов Н.И. [Царская охота на Руси]: Исторический очерк:
В 4 т. 2-е изд. СПб., 1896-1911; Охотники, собиратели, рыболовы: Пробл.
соц.-экон. отношений в доземледельч. об-ве: [Сб. ст.]. Л., 1972; Громыко
М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (18 - перв. пол. 19 в.).
М., 1985.