РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ОДОЕВСКИЙ Вл. Фед.

ОДОЕВСКИЙ Вл. Фед.

ОДОЕВСКИЙ Вл. Фед. ОДОЕВСКИЙ Вл. Фед. (1804-69) -писатель, философ, журналист, лит. и муз. критик, композитор, обществ. деятель, князь. Отпрыск др. рода, ведущего начало от Рюрика. Воспитанник Моск. ун-тского Благородного пансиона (1816 - 22). По окончании - чиновник Моск. архива Коллегии иностр. дел. После 1826 служит в Петербурге (МВД, с 1846 - пом. дир. Публ. б-ки и зав. Румянцевским музеем). В 1826 назначен сенатором в Москву. Человек уникально широких интересов, О. наиб. полно среди своих рус. современников отвечал романтическому представлению об универсально одаренной творческой личности. Он рано заявил о себе как о видном участнике интеллектуальной жизни в России. Уже в пансионе увлекается музыкой и философией, создает первые лит. произв., дебютирует в печати. В 1823 входит в число уч-ков кружка С.Е. Раича, становится одним из организаторов и руководителей Об-ва любомудрия. В 1824-25 совместно с В.К. Кюхельбекером издает журнал-альманах «Мнемозина», позднее сотрудничает в «Моск. телеграфе», «Моск. вестнике», «Северных цветах», «Моск. наблюдателе», «Современнике», «Отеч. записках» (является соред. этого ж.) и др. Начало писательской известности О. связано с его прозаич. соч. сер. 20-х гг. Часть из них, преим. в аллегорич. форме, выражала идеалы любомудрия (сб. «Четыре аполога», 1824), др. представляли собой сатиру на современность («Странный человек», 1822; «Елладий (картина из светской жизни)», 1824; «Старики, или Остров Панхаи (Дневник Ариста)», 1824 и др.). Уже в этих произв. проявились характерные черты писат. индивидуальности О. - рационалистичность художнической мысли, стремление к соед. поэзии и философии. Расцвет творч. деят-ности О. приходится на 1830-е - нач. 40-х гг. Его соч. той поры отличаются большим тематич. и жанровым разнообразием. Так, сб. «Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою» (1833) объединяет тесно связанные с ранним творч-вом социально-сатирические произведения («Сказки о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту» и др.) и, с др. стороны, предвосхищающую направление будущих поисков писателя пов. «Игоша», основанную на аналитически истолкованном фольклорном сюжете и свидетельств. о внимании к психол. проблемам. К жанру «светской» пов. относятся «Княжна Мими» (1834) и «Княжна Зизи» (1839). В родственных жанрах упопии и антиутопии созданы «4338-й год» (ок. 1840, не оконч.) и «Город без имени» (1839). Интерес О. к непознанному, загадочному в природе и человеческой психике, его многолетнее увлечение мистич. идеализмом отражают фантастические пов. «Ор-лахская крестьянка» (1836), «Сильфида» (1837), «Косморама» (ок. 1840), дилогия «Саламандра» (1841, 1844) и др.; с позиции естествоиспытателя, уверенного в могуществе опытного знания, те же таинств. явления истолкованы в «Письмах к графине Е.П. Ростопчиной о привидениях, суеверных страхах, обманах чувств, магии, каббалистике, алхимии и других таинственный явлениях» (1839). Ряд произв. О. 30-х гг. («Последний квартет Бетховена», 1830; «Себастьян Бах», 1835; «Город без имени», 1839 и др.) впоследствии вошли в состав ром. цикла «Русские ночи» (опубл. 1844) - итогового произв. всего рус. филос. романтизма. Как публицист. О. до 50-х гг. приближался к славянофилам. Загран. поездки (1856, 1859) изменили его отношение к европ. цивилизации. Он продолжал верить в рус. народ, но порицал распространенные в России «лень ума» и «рукавоспустие», высоко оценивал петровские преобразования. Горячо поддерживал отмену крепост. права и др. реформы Александра II, ежегодно праздновал «великий первый день свободного труда» 19 февр. Призывал рус. дворян способствовать устранению последствий крепостничества, участвовать в работе земских и суд. учреждений, распространять знания во всех слоях народа. «В России есть все, а нужны наука, наука и наука», - считал О. К числу его заслуг (пред. Ученого к-та Мин-ва гос. имуществ с 1838) относится создание сети нач. уч-щ в селениях гос. крестьян - самых массовых учеб, заведений дореформ. эпохи. О. - автор большого числа пед. соч., методич. пособий, «наказов» и наставлений для учителей и воспитателей, «азбук» и учебников по разл. предметам, написанных образным, доступным языком. Популяризатор естеств.-науч. и техн. знаний среди крестьян. он «писал для мужиков... один во всей русской литературе». Ред. ж. «Сельское обозрение»; вместе с А.П. Заблоцким-Десятовским выпустил 20-тыс. тиражом серию брошюр «Сельское чтение» с познават. ст. и полезными советами (первый из 4-х сб-ков выдержал 11 изданий). О. открыл читателям мир рус. нац. музыки, был первым истолкователем творчества М.И. Глинки, посвятил ряд статей и худож. произв. творчеству русских (А.Н. Верстов-ский, А.А. Алябьев, А.Н. Серов) и зап.-европ. композиторов и исполнителей, занимался изучением рус. нар. песни и др.-рус. церк. музыки. Он изобрел оригин. муз. инструмент («энгармонический клавесин»), сочинял музыку, написал «Музыкальную грамоту...» (1868); участвовал в создании Петерб. и Моск. консерваторий, Рус. муз. об-ва. О. - один из самых изв. рус. филантропов. Он разработал Положение о детских приютах (офиц. утвержден в 1839), по его инициативе в СПб. создана Максимилиановская больница «для приходящих» и Елизаветинская дет. больница. Организовал петерб. «Общество посещения бедных просителей» (1846 - 55 - закрыто пр-вом, заподозрившим в его деят-ности крамолу), чл. к-рого состояло неск. сотен человек. Благотворит. учреждения об-ва оказывали матер. помощь 15 тыс. бедных семей. Центром культурной жизни СПб., а позднее Москвы были субботние салоны у О.

ОДОЕВСКИЙ Вл. Фед.

В.Ф. Одоевский. Акварель А. Покровского