ОДОЕВСКИЙ Вл. Фед. (1804-69) -писатель, философ, журналист, лит.
и муз. критик, композитор, обществ. деятель, князь. Отпрыск др. рода, ведущего
начало от Рюрика. Воспитанник Моск. ун-тского Благородного пансиона (1816
- 22). По окончании - чиновник Моск. архива Коллегии иностр. дел. После
1826 служит в Петербурге (МВД, с 1846 - пом. дир. Публ. б-ки и зав. Румянцевским
музеем). В 1826 назначен сенатором в Москву. Человек уникально широких
интересов, О. наиб. полно среди своих рус. современников отвечал романтическому
представлению об универсально одаренной творческой личности. Он рано заявил
о себе как о видном участнике интеллектуальной жизни в России. Уже в пансионе
увлекается музыкой и философией, создает первые лит. произв., дебютирует
в печати. В 1823 входит в число уч-ков кружка С.Е. Раича, становится одним
из организаторов и руководителей Об-ва любомудрия. В 1824-25 совместно
с В.К. Кюхельбекером издает журнал-альманах «Мнемозина», позднее сотрудничает
в «Моск. телеграфе», «Моск. вестнике», «Северных цветах», «Моск. наблюдателе»,
«Современнике», «Отеч. записках» (является соред. этого ж.) и др. Начало
писательской известности О. связано с его прозаич. соч. сер. 20-х гг. Часть
из них, преим. в аллегорич. форме, выражала идеалы любомудрия (сб. «Четыре
аполога», 1824), др. представляли собой сатиру на современность («Странный
человек», 1822; «Елладий (картина из светской жизни)», 1824; «Старики,
или Остров Панхаи (Дневник Ариста)», 1824 и др.). Уже в этих произв. проявились
характерные черты писат. индивидуальности О. - рационалистичность художнической
мысли, стремление к соед. поэзии и философии. Расцвет творч. деят-ности
О. приходится на 1830-е - нач. 40-х гг. Его соч. той поры отличаются большим
тематич. и жанровым разнообразием. Так, сб. «Пестрые сказки с красным словцом,
собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою» (1833) объединяет тесно связанные
с ранним творч-вом социально-сатирические произведения («Сказки о том,
как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту» и др.) и, с др.
стороны, предвосхищающую направление будущих поисков писателя пов. «Игоша»,
основанную на аналитически истолкованном фольклорном сюжете и свидетельств.
о внимании к психол. проблемам. К жанру «светской» пов. относятся «Княжна
Мими» (1834) и «Княжна Зизи» (1839). В родственных жанрах упопии и антиутопии
созданы «4338-й год» (ок. 1840, не оконч.) и «Город без имени» (1839).
Интерес О. к непознанному, загадочному в природе и человеческой психике,
его многолетнее увлечение мистич. идеализмом отражают фантастические пов.
«Ор-лахская крестьянка» (1836), «Сильфида» (1837), «Косморама» (ок. 1840),
дилогия «Саламандра» (1841, 1844) и др.; с позиции естествоиспытателя,
уверенного в могуществе опытного знания, те же таинств. явления истолкованы
в «Письмах к графине Е.П. Ростопчиной о привидениях, суеверных страхах,
обманах чувств, магии, каббалистике, алхимии и других таинственный явлениях»
(1839). Ряд произв. О. 30-х гг. («Последний квартет Бетховена», 1830; «Себастьян
Бах», 1835; «Город без имени», 1839 и др.) впоследствии вошли в состав
ром. цикла «Русские ночи» (опубл. 1844) - итогового произв. всего рус.
филос. романтизма. Как публицист. О. до 50-х гг. приближался к славянофилам.
Загран. поездки (1856, 1859) изменили его отношение к европ. цивилизации.
Он продолжал верить в рус. народ, но порицал распространенные в России
«лень ума» и «рукавоспустие», высоко оценивал петровские преобразования.
Горячо поддерживал отмену крепост. права и др. реформы Александра II, ежегодно
праздновал «великий первый день свободного труда» 19 февр. Призывал рус.
дворян способствовать устранению последствий крепостничества, участвовать
в работе земских и суд. учреждений, распространять знания во всех слоях
народа. «В России есть все, а нужны наука, наука и наука», - считал О.
К числу его заслуг (пред. Ученого к-та Мин-ва гос. имуществ с 1838) относится
создание сети нач. уч-щ в селениях гос. крестьян - самых массовых учеб,
заведений дореформ. эпохи. О. - автор большого числа пед. соч., методич.
пособий, «наказов» и наставлений для учителей и воспитателей, «азбук» и
учебников по разл. предметам, написанных образным, доступным языком. Популяризатор
естеств.-науч. и техн. знаний среди крестьян. он «писал для мужиков...
один во всей русской литературе». Ред. ж. «Сельское обозрение»; вместе
с А.П. Заблоцким-Десятовским выпустил 20-тыс. тиражом серию брошюр «Сельское
чтение» с познават. ст. и полезными советами (первый из 4-х сб-ков выдержал
11 изданий). О. открыл читателям мир рус. нац. музыки, был первым истолкователем
творчества М.И. Глинки, посвятил ряд статей и худож. произв. творчеству
русских (А.Н. Верстов-ский, А.А. Алябьев, А.Н. Серов) и зап.-европ. композиторов
и исполнителей, занимался изучением рус. нар. песни и др.-рус. церк. музыки.
Он изобрел оригин. муз. инструмент («энгармонический клавесин»), сочинял
музыку, написал «Музыкальную грамоту...» (1868); участвовал в создании
Петерб. и Моск. консерваторий, Рус. муз. об-ва. О. - один из самых изв.
рус. филантропов. Он разработал Положение о детских приютах (офиц. утвержден
в 1839), по его инициативе в СПб. создана Максимилиановская больница «для
приходящих» и Елизаветинская дет. больница. Организовал петерб. «Общество
посещения бедных просителей» (1846 - 55 - закрыто пр-вом, заподозрившим
в его деят-ности крамолу), чл. к-рого состояло неск. сотен человек. Благотворит.
учреждения об-ва оказывали матер. помощь 15 тыс. бедных семей. Центром
культурной жизни СПб., а позднее Москвы были субботние салоны у О.