ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА - 10-стишие 4-стопного ямба с канонич. рифмовкой:
AbAbCCdEEd (прописные буквы - жен. рифмы, строчные - муж.). Впервые О.С.
была употреблена в нач. 17 в. франц. поэтом Ф.Малербом в жанре торжеств.
оды и с тех пор стала попул. строфой франц., нем. и рус. од. В Россию О.С.
пришла с одой В.Тредиаковского на сдачу Гданска (1743) и одой М. Ломоносова
на взятие Хотина (1739); на рус. почве ее впервые употребил А. Сумароков
(«Вперяясь в перемены мира», 1740). В эпоху классицизма популярность О.С.
не только утвердила ее как осн. строфу жанра торжеств. оды, но и распространила
на др. жанры - элегию, медитативную и любовную лирику, песню, сатиру и
др. 2-я пол. 18 в. отмечена появлением большого числа вариантов О.С. (от
«зеркального» расположения клаузул - aBaBccDeeD, перемены мест 4-стишия
и 6-стишия до использования в ряду О.С. 10-стиший вольной рифмовки). В
18 в. к О.С. обращаются также В. Петров, Г. Державин, А. Радищев и др.
К нач. 19 в. О.С. надолго выходит из употребления, возрождаясь лишь на
рубеже 19 - 20 вв. в стилизациях (И. Коневского, Ф. Сологуба). Пример О.С.
(Г.Р. Державин): Подай, Фелица! наставленье: Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть? Меня твой голос
возбуждает. Меня твой сын препровождает; Но им последовать я слаб. Мятясь
житейской суетою, Сегодня властвую собою, А завтра прихотям я раб <...>