ОДЕЖДА - предметы, предназнач. для покрытия тела человека; возникла
как средство защиты от воздействия внеш. среды, зависит от геогр. и климат.
условий. Отражает этапы обществ. развития, определяется соц. принадлежностью,
характером быта, труда и т. п., соответствует эстетич. идеалам эпохи, об-ва,
человека. Различается О.: сшитая и несшитая, плечевая и поясная, муж. и
жен., светская и церк., праздничная и будничная, гор. и сел. и т. д. Сочетание
всех компонентов О. (включая обувь, перчатки, головные уборы) создает ансамбль.
По функц. назначению О. подразделяется на нательную, домашнюю, верхнюю,
рабочую, народную, ритуальную и др. Характер О. и всего ансамбля обычно
соотносится с общими особенностями стиля эпохи. В основе худож. образности
О. лежит принцип архитекто-ничности, учитывающий соразмерность О. и ее
частей человеку, ее отд. масс друг другу, способность О. соответствовать
характеру движения человека. К худож. средствам О. относятся: фактура,
цвет и рисунок материала, его отделки (лент, кружев, меха, фурнитуры).
Ранние сведения о др.-рус. О. относятся к эпохе Киев. Руси, ее особ. во
многом опред. введением христ-ва. О. князей и духовенства близка византийской
своей нерасчлененностью, столпообразностью форм, но отличается большей
простотой, использованием более мягких холщевых или шерст. тканей, нередко
с набивным рисунком. Крест. муж. костюм состоит из холщевой рубашки, шерстяных
или холщевых штанов, лаптей. Гл. часть жен. гор. и сел. костюма представляет
собой рубашку, у крестьянок существовала ещеинабедр. О. - понёва. В 16-17
вв. простота и малая расчлен. форм, придающая фигуре торжеств. величавость,
сочетается с эффектным декор. оформлением. Широко используются ткани ярких
цветов, рельефные, вышивки с жемчугом, разнообр. пуговицы. Муж. костюм
состоит из рубашки, у бояр с пристежным вышитым воротником. Верх. О. является
армяк или кафтан, головным убором служит колпак. В жен. одежде получает
распростр. наравне с рубашкой - сарафан. Большим разнообразием отличаются
жен. головные уборы (шапочки, кокошники и т. п.). Для гор. обуви характерны
сапоги на каблуках с острыми, загнутыми вверх носами. С 17 в. начинается
проникновение в Россию иностр. О., к-рое усиливается в нач. 18 в. реформами
Петра I. Барочным формам архитектуры, интерьеров соответствует богатство
костюмов знати, насыщенные тона парчовых, шелковых или бархатных тканей,
преувеличенная пышность форм, зол. шитье, кружево. Традиц. рус. О. остается
у крест-ва и б. ч. горожан. Увлечение античностью с кон. 18 в. приводит
к отказу от сложного и пышного костюма. Для жен. О. становятся характерными
свободные платья со струящимися складками, высоким поясом на антич. манер.
В 19 в. происходит процесс европеизации костюма широких слоев нас. В жен.
костюме со 2-й пол. 19 в. заметен отход от антич. простоты, для силуэта
характерен пышный рукав, затянутая в корсет талия, расширяющаяся юбка,
предпочтение отдается тяжелым плотным тканям. Для праздничной нар. О. используются
свободный покрой платья, яркая декорат. тканей, вышивки, кружева. Особой
красотой отличаются головные уборы, шитые зол. нитями и жемчугом. Со 2-й
пол. 19 в. происходит постепенное распространение фабрич. изделий, увеличение
объема произ-ва хлопчато-бум. тканей.
Одежда крестьянок Русского Севера. Нач. 19 в.
Рус. ситцы - ивановские, московские, владимирские, подражающие в расцветке
как зап.-европ. образцам, так и мотивам рус. стиля, становятся самыми распростр.
и модными тканями. Костюм рубежа 19 - 20 вв. несет печать стиля «модерн»
в его разнообр. проявлениях. После Окт. рев-ции происходят значит. изменения
в О. Для О. характерна стандартизация и черты милитаризации (в моде детали
воен. одежды - френчи, галифе, шлемы «буденовки»). О. часто шьется из солдатского
сукна, в качестве головного жен. убора используются красные косынки. О.
теряет черты этнич., нац. принадлежности. На уровне гос-ва выдвигается
задача создания массовой общенар. О. В 1919 в Москве создана спец. мастерская
совр. костюма (худож. Н.П. Ломанова), с 1923 начинает издаваться первый
сов. ж. «Ателье мод», создается центр иск-ва моделирования и теории бытового
костюма. В 20-х гг. в проектировании О. принимали участие: В.И. Мухина,
А.А. Экстер, В.Ф. Степанова, Л.С. Попова, А.А. и В.А. Веснины, А.М.Родченко,
В.Е. Татлин и др. Утверждаются новые принципы конструирования О., в основе
к-рых лежит демократичность, рациональность, простота. В 40 -50-е гг. преобладает
обширная тенденция механ. перенесения нац. черт. в совр. костюм без творч.
осмысления Начиная с 60-х гг. отношение к традиции меняется. Источником
творч. вдохновения становятся разнообр. явления природы, иск-ва, спорта.
В 70-е гг. широко используются ткани с сюжетными изображениями, природными
мотивами, орнаментом. Фольклорная О. сохраняет натуральные ткани, использование
ручных кружев, изделий из кожи. В 80-е гг. заметно тяготение к комплексности
О., костюм становится многопредм., представляет собой многосл. ансамбль.
На характер О. с 80-х гг. заметное влияние оказывает амер. и зап.-европ.
мода. Традиц. рус. О. с разрушением крест. быта в результате коллективизации
к 60 - 70-м гг. полностью вышла из употребления, сохр. гл. обр. в фольклорных
ансамблях.