ОЦЕП Фед. Ал-др. (1895-1949) сценарист, реж. Начинал в
качестве критика. В 1916 пришел в кино. Как сценарист охотнее всего занимался
культурной экранизацией рус. классики. Наиб. значит. сценарные работы О.
связаны с именами старейших режиссеров - Я. Протазанова («Пиковая дама»,
1916; «Аэлита», 1924), А. Санина («Поликушка», 1919), Н. Маликова («Метель»,
1918), Ю. Желябужского («Папиросница от Моссельпрома», 1924; «Коллежский
регистратор», 1925). Сценарии, как правило, писал в соавторстве. В 1925
снялся в эпизоде первого игрового ф. В. Пудовкина «Шахматная горячка».
С 1926 О. взялся за режиссуру. Популярный сов. боевик «Мисс Менд» по мотивам
приключенч. ром. М. Шагинян стал двойным режиссерским дебютом О. и Б. Барнета.
В 1929 совм. с нем. фирмой «Прометеус» О. поставил «Живой труп» с В. Пудовкиным
в гл. роли. Далее О. жил и работал за рубежом (в Германии, с 1931 - во
Франции, с 1943, после побега из концлагеря, - в США и Канаде). Убедившись
в равнодушии зап. проката к экранизации («Убийца Дмитрий Карамазов», 1931;
«Амок» по С. Цвейгу, 1934; «Пиковая дама», 1937; «Игрок», 1938), О. снимает
чисто жанровое развлекат. кино («Гибралтар», 1938, в сов. прокате «В сетях
шпионажа», «Ныряющий труп», «Предательство», «Королева шпаги», «Та, которая
рискует»).