РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
О. у древних израильтян, восходящее к отцу народа Аврааму (Быт 17 гл.) и провозглашенное в Законе (Лев 12:3), приобретает исключит. религ. значение, становясь физич. знаком вступления в союз-Завет, заключенный Богом с Авраамом и всем богоизбранным народом. Это подтверждается проливаемой при этом кровью (ср. Исх 4:26), названной позднее «кровью Завета». В еврейском понимании кровь священна, ибо в ней - жизнь (Лев 17:11, 14; Втор 12:23). Поэтому кровь, текущая из органа, передающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принимаемой как дар свыше. Так О. становится «знамением» (знаком), напоминающим Богу о его союзе-Завете, а человеку - о его принадлежности к избранному народу и вытекающих из этого обязательствах. Этот знак каждый израильтянин носит на своей плоти с восьмого дня от рождения, получая одновременно с ним и имя (срок О. выдерживался так строго, что ради него нарушался даже субботний покой - Ин 7:22 -23). Однако физич. О. само по себе бессмысленно без «О. сердца» - нравственного очищения (Втор 10:16; Рим 9:6-8).
В Новом Завете, согласно ап. Павлу, «не имеет силы ни О., ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал 5:6). Знамением вступления в Церковь Христову становится таинство крещения, заменяющее собой О. (хотя последнее и сохраняется у народов, имевших его до принятия христианства, - коптов, эфиопов, яковитов).
О. (хитан) существует также в исламе, хотя в самом Коране нет предписания мусульманам о его совершении. Мусульманское предание (сунна) возводит О. к Аврааму - «первому мусульманину» (Коран 3:60). Согласно одному из преданий, Мухаммад сказал, что О. - одно из условий фитра (состояния чистоты, подразумевающей веру в единого Бога). Нет никаких сведений об О. самого Мухаммада, но нек-рые мусульманские авторы утверждают, что он родился обрезанным. То же касается и 17 избранных пророков (от Адама до Мухаммада). Время О. во многом определяется местными традициями. Общее предписание шариата (мусульманского закона) гласит, что О. следует совершать мальчикам в возрасте от 7 до 12 лет, но допускает его и на седьмой день от рождения. В нек-рых странах мальчиков перед О. подвергают достаточно серьезному испытанию. В Турции их обряжают в красочные праздничные одежды и совершают обряд в присутствии многочисленных гостей из родственников и друзей. Обрезание девочек, которое практиковалось в доисламской Аравии, шариат не предписывает, хотя оно получило распространение в некоторых мусульманских регионах, особ. в Африке.