РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ОБЕРЕГ

ОБЕРЕГ

ОБЕРЕГ ОБЕРЕГ - предмет или действие, обладающие, по поверьям, апотропейной (охранительной) силой. Любой предмет, будь то амулет, талисман или что-то из домашней утвари, оружия, одежды либо растения, части тела животных или птиц и т. д., - любой предмет, если его утилитарная функция могла быть хоть как-то соотнесена по ассоциации с оборонительной функцией, мог стать О. Разл. О. предохраняли от разл. напастей: порчи, злых чар, сглаза, огня, воды, змеиного укуса, падежа скота, болезней и т. д., особенно тогда, когда человек считался наиб. уязвимым для нечистой силы: младенец до обряда крещения, женщина до родов и 40 дней после них, жених и невеста на свадьбе. В качестве О. использовались металлич. острые предметы: булавки, иголки без ушей, воткнутые в одежды; ножи, ножницы. Так, нож, реже ключ или др. металлич. предмет клали в колыбель некрещеного ребенка; ножом обводили вокруг роженицы; иголки и булавки у вост. славян затыкали в одежду новобрачным, часто их втыкали в швы крестообразно. Свойствами О. наделяли зубы и когти животных - волка, медведя, челюсти щуки; коготь с большого пальца рыси носили на шнуре, на цепочке или клали под дверь - чтобы не вошла болезнь. О. были мн. растения. От порчи предохраняли лук и чеснок, к-рые клали в карманы или заворачивали в тряпочку; чеснок служил и О. от змей; въезжая в новый дом, приносили с собой мак-выдняк (от ведьм и от умершего, подозревавшегося в знахарстве), чертополох (от злых духов и ведьм) и т. д. Охранительное значение приписывали замкам и узлам, к-рые должны были замыкать порчу, болезнь и пр. О. были также разл. обрядовые действия (опахивание селения при эпизоотии или эпидемии или обряд «убиения коровьей смерти»). К О. следует отнести и мн. заговоры, каждый из к-рых должен был предохранять от определенной напасти.

Мн. предметы-О., особенно металлич. и острые, могли использоваться и в черной магии для порчи.

Лит.: Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982; Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983; М а с л о в а Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах нач. 20 в. М., 1984.