РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В 13- 14 вв. продолжает развиваться тот же тип храмов (одноглавый, 4-столпный, 3-х, а чаще всего 1-апсидный, часто понижены), но появляется трехлопастное завершение фасадов (ц. Николы на Липне, 1292; ц. Спаса на Ковалеве, 1345; ц. Успения на Волотовом поле, 1352, разрушена в 1941), а в 14 в. усиливается роль декор. элементов в экстерьере (ц. Федора Стратилата, 1360 - 61; ц. Спаса на Ильине улице, 1374): покрытие по многолопастной арке декор. орнаментом по верху барабана и апсиды. В ц. Спаса на Ильине ул. декор усилен «нишками», «бровками», розетками, «поясками», изображениями крестов. 2-я пол. 14 в. - ярчайший расцвет Новгород. зодчества, памятники этого времени - классич. образцы Новгород. архитектуры. С кон. 14 в. - снижение творч. активности.
В 15 в. приемы стандартизуются (ц. Петра и Павла в Кожевниках, 1406). С сер. 15 в. появляется нарочитый архаизм, поворот к старым формам и традициям 12 в. - своеобразная оппозиция новгородцев нарастающему влиянию Москвы, напоминания о Новгород. независимости (ц. Воскресения на Мячине, 1465), гражд. постройки сер. века при владыке Евфимии - «Грановитая палата» 1433 в новгородском кремле, Часозвоня 1433, там же.
Одноврем. с зодчеством формируется новг. школа монумент. иск-ва, отличающаяся экспрессивностью и суровостью, соединенными с лаконизмом выражения, иногда аскетизмом, выразительностью, мужественностью, энергией ликов (фрески ц. Благовещения в Аркажах). Тонкая графич. плоскостная манера - в многокрасочных росписях, в к-рых силуэт полностью подчинен плоскости стены - в ц. Георгия в Ст. Ладоге (80-е гг. 12 в.). «Подлинной энциклопедией древнерусского иск-ва» (В.Н. Лазарев) являются фрески Спаса на Нередице (1198, разрушена в 1941), одного из крупнейших ср.-век. живописных ансамблей Европы: это иск-во подлинно монументальное, торжеств., величавого ритма, вневрем. характера; тяж. фигуры с застывшим взглядом широко открытых глаз; композиции сплошным ковром устилают стены собора, колорит напряженный; гл. место занимает «Страшный Суд» (зап. стена, часть юж. и сев. нефа) с передачей сцен мучений в аду и определ. соц. направленностью. Участвовали неск. мастеров.
Икона Новгородской школы. Никита, побивающий змия, 15 в.
Расцвет Н.Ш. связан со 2-й пол. 14 в. (как и в зодчестве) - со временем работы в Новгороде Феофана Грека, расписавшего здесь ц. Спаса Преображения на Ильине улице (1374 ). Под его влиянием (м. б., в 70-е гг.) исполнены росписи ц. Федора Стратилата местными мастерами, ц. Успения на Волотовом поле (ок. 90-х гг. 14 в.). Экспрессивная, стремит. манера письма Ф. Грека отвечала свободному и смелому почерку Новгород. мастеров. Др. направление, линеарно-графич., берущее начало в ладожской ц. Георгия, найдет свои модификации в росписях церквей на Ковалеве (1380) и Рождества на кладбище (80 -90-е гг. 14 в.).