НОВОКРЕСТЬЯНСКИЕ ПОЭТЫ - понятие, объединяющее поэтов - выходцев
из крестьян. творчество к-рых началось в 1900-10-е гг. и к-рых отличают
от «старых» крест. поэтов 19 в.: А.В. Кольцова, И.С. Никитина и др. Н.П.
- это Н.А. Клюев, С.А. Есенин, С.А. Клычков, А.В. Ширяевец, П.В. Орешин.
Кэтому кругу могут быть отнесены и П.А. Радимов, А.А. Ганин. Сами поэты
не применяли к себе этого наименования и не составляли оформл. лит. направление
(подобно символизму, акмеизму и др.). Однако чувство общности было, и Есенин
в 1917 в письме в Ширяеву писал о «крест. купнице». Н.П. роднили темы,
связ. с крест. укладом жизни и мирочувствием, любовь к родной земле, органич.
близость к фольклору и др. Благодаря этим особенностям читатели и критики
также соединяли эти имена в некую единую группу. Впервые этих поэтов определил
как Н.П. критик В. Львов-Рогачевский («Поэзия новой России: Поэты полей
и городских окраин». М., 1919). В 20-е гг. термин «новокрестьянская поэзия»
получил широкое применение. Каждый из этих поэтов обладал собств. неповторимой
индивидуальностью, оставил свой вклад в истории рус. лит-ры 20 в. Клюев,
Есенин, Орешин, Клычков пережили недолгий период рев. энтузиазма, близко
стояли к левоэсер. движению (участвовали в сб. «Красный звон», 1918; ред.
Р.В. Иванов-Разумник). Вскоре наступает разочарование в новой эпохе, связ.
прежде всего с трагедией крестьянства, гибелью традиций и крушением всего
уклада, -все это отразилось в творчестве Н.П. Судьба новокрестьянской поэзии
в целом в послерев. годы и судьбы самих поэтов были трагичны. В 20-е гг.
рапповская критика начинает травлю Н.П., получивших определение «кулацких»,
«певцов кулацкой деревни» (критики В. Князев, О. Бескин и др.). Почти все
поэты новокрестьянской гр. подверглись репрессиям и физ. уничтожению: А.А.
Ганин был расстрелян в 1925, Н.А. Клюев, С.А. Клычков, П.В. Орешин - в
1937. В последующие годы наследие этих поэтов оставалось практич. неизвестным
читателю, за исключением поэзии С.А. Есенина, к-рая, однако, также находилась
долгое время под запретом, но ранее др. получила офиц. признание и стала
издаваться. Творчество остальных Н.П. по-настоящему вернулось к читателю
лишь с сер. 80-х гг.