РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

НОВГОРОД

НОВГОРОД

НОВГОРОД НОВГОРОД - один из древнейших рус. городов. Впервые упоминается в Софийской 1-й летописи под 859 годом. Н. расположен у истоков р. Волхов по обоим ее берегам. Местоположение на пути «из Варяг в Греки» и Волжском торговом пути способствовало быстрому развитию и длительному процветанию города. По одной версии, Новым он назван по отношению к Городищу (в 3 км выше на правом берегу Волхова), где зафиксированы более ранние, чем в самом Н., культурные отложения. По другой, Н. образовался на основе трех поселений, располагавшихся на территории будущего города. В 9 в. в Н. пришел Рюрик - основатель первой династии, правившей Русью до 1598.

Город делится рекой на левую, Софийскую сторону, в период расцвета Н. включавшую три конца (самоуправлявшихся р-на): Людин, Загородский и Неревский, - и правую, Торговую, к-рую составляли два конца: Славенский и Плотницкий. К 1044 относится первое упоминание об укреплениях Детинца. В 1114 - 16 его территория была расширена. Первые каменные башни построены в 1302 (сохранившиеся кирпичные стены и башни возведены в кон. 15 в. уже после присоединения к Москве). Город окружен кольцом укрепленных монастырей, совмещавших религ. и оборон. функции.

Еще в 11 в. обособившись от Киева, Н. до 1136 возглавлялся князем, в дальнейшем институт княжеской власти сдает позиции и в городе формируются порядки вечевой республики. Не подвергавшийся татаро-монгольским набегам Н. сохранил свои материальные и культурные ценности, став крупнейшим городом Руси. До 1478 Н. - столица Новгородской республики, самостоятельного гос. образования, территория к-рого простиралась до Уральских гор и Сев. Ледовитого океана; его самоназвание - Господин Великий Новгород. Н. имел теснейшие связи с городами Ганзейского союза. При Иване III H. был разгромлен и вошел в состав Моск. гос-ва. Окончательно разгромлен Иваном IV, потеряв военное и культурное значение.

В 12 - 16 вв. в Н. сформировалась своеобразная худож. школа, представленная многочисл. памятниками лит-ры, архитектуры, живописи и прикладного иск-ва. Для новгородского посадника Остромира было написано и украшено миниатюрами древнейшее Евангелие (1057). Два др. иллюстр. Евангелия нач. 12 в., Мстиславово и Юрьевское, также новгородского происхождения. Н. был крупнейшим центром летописания; самый ранний сохранившийся список рус. летописи - это Синодальный список Новгородской 1-й летописи. Главный храм города - Софийский собор - построен в камне в 1045 - 50 по типу одноименного киевского собора взамен первоначального деревянного (о 13 главах), построенного в 989 (когда в Н. была образована епископская кафедра). Лаконизм и суровая выразительность его образа существенно повлияли на стилистику последующего стр-ва. Княжеский период (до 1136) представлен Никольским собором (заложен в 1113), Рождественским собором Антониева мон. (1117-19) и Георгиевским собором Юрьева мон. (заложен в 1119 мастером Петром). В дальнейшем архитектура Н., откликнувшись на худож. запросы и материальные возможности новых заказчиков (бояре, купцы, посадские люди), заметно демократизируется, храмы уменьшаются в размерах, но число их увеличивается. Образный язык архитектуры упрощается (ц. Петра и Павла на Синичьей горе, 1185-92; ц. Спас-Нередицы, 1198; ц. Рождества Богоматери в Перыни, нач. 13 в.). Новый расцвет архитектуры приходится на 2-ю пол. 14 - нач. 15 в. Благодаря новой системе декорировки фасадов язык зодчества становится более разнообразным (ц. Федора Стратилата на Ручью, 1360 -61; ц. Спаса на Ильине ул., 1374; ц. Петра и Павла в Кожевниках, 1406).

НОВГОРОД

Новгород. Вид на Кремль.

Древнейшие памятники настенной живописи сохранил Софийский собор (изображение Константина и Елены, сер. 11 в., пророки в барабане центр. купола, 1108). Значительные фрагменты росписей 1-й пол. 12 в. сохранились в Никольском соборе, Георгиевском соборе Юрьева мон. и Рождественском мон. (1125). Фрески Нередицы (1199) знаменуют завершение формирования чисто новгородской стилистики. Самые яркие явления в новгородской стенописи 14 в. - роспись работы Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине ул. (1378) и близкие ей росписи ц. Успения на Волотовом поле (ок. 90-х гг. 14 в.) и ц. Федора Стратилата на Ручью (80-е гг. 14 в.), выполненные в экспрессивно-живописной манере. В 15 в. фресковая живопись в стилистич. отношении сближается с собственно иконописью (росписи ц. Сергия Радонежского в Детинце и ц. Симеона

Богоприимца). Из Новгорода происходят древнейшие иконы - «Петр и Павел» (сер. 11 в.), «Успенское Благовещение» (ок. 1119), икона Георгия в рост и др. С кон. 12 в. новгородская икона обретает собственный, близкий нар. иск-ву, худож. яз., к-рый стал осн. блестящего расцвета иконописи в 14 - 15 вв. (Никола Липный, 1294; Георгий в житии, нач. 14 в.); многочисл. иконы с изображением избранных святых, волотовские иконы Праздников (2-я пол. 15 в.), Софийские таблетки (кон. 15 в.) и мн. др.

В 1862 в Детинце поставлен памятник (скульптор М.О. Микешин) в ознаменование тысячелетия Российской государственности, родившейся в Н. Вывезенные из отдаленных р-нов Новгородской обл. памятники культовой и гражданской деревянной архитектуры собраны в Витославицах - заповеднике дерев. зодчества, расп. рядом с Юрьевым мон. в быв. усадьбе егоблагодетельницыгр. А.А. Орловой.