НОТАЦИЯ ЗНАМЕННАЯ одна из форм фиксации др.-рус. певческого иск-ва,
бытовавшая в практике богослужения с 11 по 17 в. Заимствована, как и вся
система богослужения, из Византии. Прототипом рус. Н. была т. н. куалетная
Н. (10-12 вв.) - одна из разновидностей ранневизант. Из куалетной Н. был
заимствован осн. круг невменных начертаний, возможно, с сохранением их
мелодико-ритмич. значений, а также принцип употребления невм. Однако дальнейшее
развитие Н.З. шло самостоятельно. Н.З. претерпела определ. изменения в
знаковом репертуаре, в способе употребления знамен. Это связано с переломными
моментами в системе распева, к-рый прошел путь от познакового принципа
фиксации к попевочному (2-япол. 16в.), потребовавшему вскоре своей расшифровки
(1-я пол. 17 в.). Первым дополнит. элементом, введенным в Н. для уточнения
ее эвуковысотности, стали киноварные пометы (1-я четв. 17 в.). Позднее
к ним добавились признаки (после 1670), предназнач. для нотопечатания,
но вошедшие в рукописную традицию и сосуществовавшие с киноварными пометами.
Н.З. и сегодня остается нечитаемой на протяжении значит. периода своего
существования. Лишь со 2-й пол. 16 в. возможна частичная дешифровка песнопений,
запис. Н.З. (по использовавшемуся в них попевочному принципу). Кокизники,
содержащие начертания попевок и их разводы, представляют определ. информацию
относит. мелодико-ритмич. содержания произв. знаменного распева, начиная
с указ. времени. Киноварные пометы, указывающие точную звуковысотность
невм, а также двознаменники дают основания для прочтения рукописей 2-й
пол. 17 в. и более поздних.