РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

НОТАЦИЯ

НОТАЦИЯ

НОТАЦИЯ НОТАЦИЯ (от лат. nota - знак) - совокупность графических и словесных обозначений, используемых для записи и исполнения музыки; средство для закрепления композиции. Генетически созданию Н. всегда предшествует определенная исполнительская практика, на фоне к-рой возникает Н. Этот процесс во многом аналогичен созданию письменности на базе уже существующего вербального языка (речи). Ранние формы Н., будучи тесно связанными с синкретичными формами древней музыки, тоже синкретичны. Это были либо предназначавшиеся для пения вербальные тексты с дополнительными знаками акцентуации, направлявшие просодию и определявшие тем самым муз. интонацию (на Западе - невмы, в России - крюки), либо рисунки, сообщавшие информацию о способе извлечения муз. звуков. Оба названных типа обозначения прослеживаются в той или иной форме в истории Н., взаимодействуя и дополняя друг друга.

Н. - вид семиотической системы, базовым знаком к-рой является слово, и потому принципиальным свойством любой Н. является почти полная, за исключением определенного иконографического компонента, ее сводимость к вербальному тексту. В этом смысле Н. можно назвать просто развернутым подробным последовательным словесным рассказом о звучании музыки, перекодированным для удобства скорочтения в ту или иную систему вторичных кодов (метасистему) - буквенную у древних греков, цифровую в записи генерал-баса в музыке барокко или современную, пространственно размещенную определенным образом на листе бумаги для лучшей ориентации исполнителя (схематические рисунки грифа струнных инструментов или же клавиш в табулатурах Ренессанса и барокко, акколада, партитура в современной Н.).

В семантическом отношении знаки современной Н. можно условно подразделить на 3 группы: 1) знаки, информирующие непосредственно о свойствах звучания музыки - звуковом составе, звуковысоте, ритме, темпе, прерывности звучания, громкости и ее изменениях и т. п.; 2) знаки, информирующие не о самом звучании, а общеисполнительском приеме, с помощью к-рого необходимое звучание м. б. достигнуто: аппликатура, артикуляция, дыхание, педаль, клавиша (или рычаг), к-рые следует нажать, и т. п.; 3) знаки, информирующие непосредственно об образном содержании музыки: словесный текст в вокальной музыке; литературная программа; обозначения характера или настроения типа grave, mesto, maestoso, dolce, doloroso и т. п.; разного рода муз. криптограммы и т. п. В прагматическом отношении первая из названных групп знаков несет для исполнителя основную смысловую нагрузку, остальные - дополнительную.

Поскольку Н. всегда существует на фоне определенной исполнительской практики, она содержит лишь часть информации о звучании: создатель Н. обычно рассчитывает на то, что исполнители обладают достаточными знаниями исполнительских традиций, чтобы правильно понять Н. При частичной утрате традиций неизбежно возникает потребность в повышении степени подробности Н. Таковы, например, сегодняшние редакторские расшифровки цифровой записи генерал-баса и орнаментики в музыке эпохи барокко или же закрепляющие интерпретацию произведения каким-либо выдающимся артистом исполнительские редакции классических сочинений (например, редакция А.Шнабеля бетховенских сонат). При полной утрате традиций исполнения Н. становится и вовсе недешифруемой (например, Н. др.-рус. музыки до появления киноварных помет).