РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В 1763 Н. направлен руководить восстановлением Твери после катастрофич. пожара, почти уничтожившего город. Он сразу создал регулярный ген. план города, ставший образцом для многих перепланировок рус. городов в екатерининское время. На центр. Моск. дороге Н. расположил 4 площади разной конфигурации. На главной 8-угольной Фонтанной пл. он возвел ансамбль Дворянского дома, магистрата, школы и соляного «магазина», далее устроил полукруглую центр. площадь, из к-рой в сторону кремля расходятся лучи классич. трехлучевой системы, и построил на ней почтовый и питейный дома. Следующая площадь была Торговой, последняя, полукруглая, расположена у кремля. Ост. система улиц создана прямоугольной, с сохранением композиц. значения существовавших храмов. В центре кремля Н. восстановил и радикально перестроил архиерейский дом (1764 - 67). Одновр. с планировкой города Н. разработал образцовые проекты домов. Стилистически постройки Н. тверского периода принадлежат раннему классицизму, сохраняющему отд. черты барокко.
Блестящий опыт реконструкции Твери - первый в истории рус. градостроения - поставил Н. в число ведущих рус. архитекторов того времени и стал образцом для др. городов. В частности, чертежи Н. были скопированы А.В. Квасовым и посланы в кач. рук-ва в Казань (в связи с чем впоследствии историки архитектуры ошибочно приписывали Квасову план Твери).
В 1776 Н. был приглашен наместником Калуги М.Н. Кречетниковым. Спец. для Н. была введена должность советника наместника по архитектуре с огромным окладом и возмещением расходов; усилиями Н. и Кречетникова была обеспечена очень высокая организация строит. работ, позволившая чрезвычайно быстро осуществить все замыслы. В 1778 Н. составил регулярный план города и приступил к его осуществлению. План Н. тонко учитывает специфику рельефа местности, прорезанной спускающимися к Оке оврагами. Улицы кварталов между ними расходятся веером, образуя на пересечениях множество разнообразных ракурсов. Общая композиция Калуги решена в форме трапеции, основанием к-рой служит Ока; в вершинах Н. расположил 2 полукруглых площади, поставив на первой из них, в центре ср.-век. части города у развилки дороги из Москвы, сложное в плане здание нар. уч-ща (1779). Дорегулярная структура города была упорядочена и рекомпонована, сохранив семиотич. значимость историч. храмов. Обществ. здания ставились на пересечениях магистралей; в центре у Оки на месте крепостных стен Н. построил каре Присутственных мест (1780 - 85) с проездными арками, повторившими возведенные им триумф. ворота со стороны Москвы; рядом в 1777 - 78 построил уник. в рус. зодчестве каменный мост-аркаду через глубокий Березуйский овраг, высотою 23 и длиною свыше 100 м. Одновр. Н. разработал образцовые проекты жилых домов в законченном классич. стиле. Желающим строить дом Н. выдавал его проект вместе с билетом на владение земельным участком. В результате деят-ности Н. Калуга стала образцовым городом рус. классицизма, застроенным в основном небольшими каменными особняками. В те же годы по ген. планам Н. были реконструированы 12 уездных городов Калужского наместничества.
Здания по проектам Н. есть в Новгороде, Туле, Нижнем Новгороде. Его ученики Л. Обухов, Н. Богданов, Н. Мещерский, Н. Тихменев построили классич. Смоленск, И. Парфентьев -Торжок и Псков, В. Поливанов -Новгород. Шестнадцать лет учился у Н. и работал его помощ. М.Ф. Казаков, создавший «казаковскую Москву». Н. первым в России разработал принципы связи регулярной и дорегулярной планировки, искусно оставляя в регулярной среде семиотич. важные композиц. вертикали колоколен и храмов, старые опорные точки городской структуры, создал превосходные вариации домов для гор. застройки, ставшие эталоном екатерининского классицизма. Но его моск. работы не сохранились, провинциальные часто приписывались другим, в Петербурге он не строил. Поэтому имя Н. почти не известно, хотя он стоит в одном ряду с Дж. Кваренги и И.Е. Огаревым - творцами классич. России.
Лит.: Гайшинец Е. В. Творчество архитектора Петра Никитина и его значение в развитии русской архитектуры второй пол. XVIII века. Автореф. дисс. М., 1991.