НИКИТИН Афанасий (ум. до 1475) -тверской купец, путешественник,
автор «Хожения за три моря». А.Н. выехал из Твери с верительными грамотами
своего кн. Мих. Бор. и тверского архиеп. между 1466 - 69 (точной даты в
«Хожении» нет). Вместе с др. купцами А.Н. пытался присоединиться к каравану
моск. посла в Ширван (Сев. Азербайджан), однако разминулся с ним и был
ограблен под Астраханью ногайскими татарами. В Дербенте ни ширваншах, ни
посол не захотели помогать купцам. Нек-рые, имевшие долги на Руси, решили
путешествовать дальше, в т. ч. и А.Н. Он направился вдоль «Хвалитьского»
(Каспийского) моря в Персию, оттуда через Гурмыз (Ормуз) и «Индийское море»
в Индию. Никаких удачных торговых операций во время путешествия он не провел,
о чем и пишет в «Хожении». Наблюдал жизнь и быт индийцев, знакомился с
природой страны, ее гос. строем, хоз-вом; особый интерес проявил к местным
религиям: индуизму и исламу. Возвратился на Русь через «Стембольское» (Черное)
море. Записи А.Н. обрываются на рассказе о Крыме. Из летописей, в к-рых
сохранилось «Хожение» (Львовская, Софийская II), известно, что летописцу
записки умершего в Смоленске А.Н. передал дьяк Вас. Мамырев в 1475. Очевидно,
летописец и был первым ред. путевого дневника А.Н. Помимо летописной ред.,
дошедшей в списках 16 в., сохранилась Троицкая (кон. 15 в.) и значительно
перераб. Сухановская (17 в.).
В своих путевых записях А.Н. рассказывает о виденных им странах как
внимательный, вдумчивый наблюдатель. Попутно он сравнивает их с Русью,
вспоминая о ней с большой любовью, но вспоминает и о горе и несправедливости
на родине. Большинство таких высказываний написаны по тюркско-персидски,
встречаются в тюркской записи и молитвы. Однако, находясь в течение шести
лет в иноверном и иноязычном окружении, А.Н. сохранил прекрасный по выразительности
рус. яз. и христианскую веру. «Хожение» А.Н. интересно не только как описание
путешествия, но и как дневник, отразивший переживания и раздумья человека
того времени, его общественно-политические идеалы и религиозные искания.