НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич (1890-1950) - артист балета, балетмейстер.
Из семьи потомств. польских танцовщиков. Окончил Петерб. театр. уч-ще в
1907 (ученик Н. Легата, М. Обухова), позже совершенствовался у Э. Чеккети.
С 1907 артист Мариинского т-ра, фактически занял положение 1-го танцовщика,
став партнером М. Кше-синской, А. Павловой и др. балерин. Первый исполнитель
партий: Белый раб ( « Павильон Армиды» ), Раб («Египетские ночи»), Юноша
(«Шопениана»), Ураган («Талисман»), среди др. ролей: Принц («Аленький цветочек»),
Голубая птица («Спящая красавица»), Колен («Тщетная предосторожность»),
Альберт («Жизель»). За появление в «Жизели» в нетрадиционном костюме по
эскизу А. Бенуа Н. был уволен из театра в янв. 1911. Танец Н. получил мировое
признание благодаря участию артиста в «Русских сезонах» / «Русском балете
Дягилева» в 1909-13, 1916-17. Здесь им созданы ведущие партии как в балетах
М. Фокина «Карнавал», «Нарцисс», «Петрушка», «Видение розы», «Дафнис и
Хлоя», «Синий бог», так и в собственных постановках «Послеполуденный отдых
фавна» (намуз. К. Дебюсси, 1912), «Игры» (Дебюсси, 1913), «Весна священная»
(И. Стравинский, 1913), «Тиль Уленшпигель» (Р. Штраус, 1916). В 1914 недолго
возглавлял свою труппу в Лондоне, в 1914-16 был интернирован в Будапеште
во время войны. Всент. 1917 состоялось последнее выступление Н. Вследствие
развития шизофрении он был помещен в санаторий в Швейцарии, где пробыл
до конца своей жизни. Невысокого роста, с рельефно развитой мускулатурой
ног и рук, с неправильными чертами лица, Н. был уникальным танцовщиком,
обладавшим высоким прыжком с редким баллоном, утонченной грацией и великолепной
способностью к сценическому перевоплощению. Артисту удалось дать новый
толчок искусству мужского классического танца. Более спорны оценки новаторских
балетов Н. с их нарочитой профильностью и угловатой остротой танца. Имя
Н., подобно именам М. Тальони и А. Павловой, стало легендарным.
Нижний Новгород. Кремлевская стена и Ивановская башня