НЕСТЕРОВ Мих. Вас. (1862-1942) -живописец. Род. в Уфе, в купеч.
семье. В 1877 - 86 учился в моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Большое
влияние на ранний период творчества Н. оказали В.Г. Перов и А.К. Саврасов.
Принимал участие в выставках Уч-ща с работами бытового жанра («Играющие
дети», 1879; «Купец-банкрот в Гостинном дворе», 1881; «Домашний арест»,
1883). В 1881-82 занимался в Петерб. АХ у П.П. Чистякова. В уч-ще создал
ряд полотен на ист. темы («До государя челобитчики», 1886). В 1886 -89
занимался иллюстрацией. Картина «Пустынник» (1888 - 89) была принята на
17-ю передвижную выставку; с 1896 Н. - чл. Т-ва передвиж. худож. выставок.
В 1889 посетил Вену, Венецию, Надую, Флоренцию, Рим, Неаполь, Капри, Париж,
Дрезден. Цикл работ 1890-х гг. знаменовал отход от соц. идей предшествующего
этапа. Предметом иск-ва Н. становится область нравств. религ. исканий,
духовной жизни рус. народа («Видение отроку Варфоломею», 1889 - 90). Художник
стремился показать идеи чистой, возвыш., гармонич. жизни, передать представление
реальности чудесного. Сверхъестеств. события изображаются в конкретной,
бытовой обстановке. В 1890 - 95 работал во Владимирском соборе в Киеве,
где создал четыре иконостаса ниж. и верх. приделов и два запрестольных
образа на хорах. В ранний период испытал влияние В.М. Васнецова. В 1893
посетил Константинополь, Равенну, Палермо, Рим, что помогло ему выбрать
свой худож. стиль. Создал цикл работ, посв. Сергию Радонежскому: «Юность
преподобного Сергия Радонежского» (1892 - 97), триптих «Труды преподобного
Сергия Радонежского» (1896 - 97) и др. Иконописная условность композиции
в творчестве Н. часто соединялась с написанным в блеклых, серебристых тонах
почти реалистич. пейзажем («Под благовест», 1895). Большое значение Н.
придавал раскрытию жен. образа (« Великий постриг», 1897). В 1898 Н. было
присвоено звание академика.
М.В. Нестеров. 1907
Во 2-й пол. 90-х гг. Н. отошел от идей передвижничества, вошел в объединение
«Мир иск-ва» (до 1901). Для работ 1900-х гг. характерно ощущение тревоги,
внутр. одиночество («Мечтатели», «Белая ночь в Соловецкой обители», 1903,
местонахождение неизв.; росписи храма св. Александра Невского в Абастумане,
1899-1904). Итоговой стала работа «Святая Русь» (1901 -05), в к-рой евангельская
идея соединяется с изображением реальной сцены из жизни рус. народа. Стремление
найти гармонию в жизни человека и природы, изобразить мир чистых и поэтич.
побуждений отразилось в картинах «Лето» (1905), «Два лада» (1905). Интерес
к характеристике духовного мира человека у Н. проявился в портретной живописи:
портрет второй жены художника Е.П. Нестеровой (1905); портрет княгини Н.Г.
Яшвиль (1905); портрет дочери художника О.М. Нестеровой (1906); портрет
Л. Н. Толстого (1907). В 1908 -11 совм. с арх. А.В. Щусевым работал над
созданием храма Покрова Богородицы при Марфо-Мариинской обители в Москве,
ориентируясь на достижения модерна.
После рев-ции создал ряд портретов деятелей науки и иск-ва («А.Н. Северцов»,
1934; «С.С. Юдин», 1935; «И.П. Павлов», 1935, Сталинская премия 1941; «В.И.
Мухина», 1940) и лирич. пейзажей («Осень в деревне», 1942).
Соч.: Давние дни: Встречи и воспоминания. 2-е изд. М., 1959;
Из писем. Л., 1968; Воспоминания. 2-е изд. М., 1989.