РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

НЕСТЕРОВ Мих. Вас.

НЕСТЕРОВ Мих. Вас.

НЕСТЕРОВ Мих. Вас. НЕСТЕРОВ Мих. Вас. (1862-1942) -живописец. Род. в Уфе, в купеч. семье. В 1877 - 86 учился в моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Большое влияние на ранний период творчества Н. оказали В.Г. Перов и А.К. Саврасов. Принимал участие в выставках Уч-ща с работами бытового жанра («Играющие дети», 1879; «Купец-банкрот в Гостинном дворе», 1881; «Домашний арест», 1883). В 1881-82 занимался в Петерб. АХ у П.П. Чистякова. В уч-ще создал ряд полотен на ист. темы («До государя челобитчики», 1886). В 1886 -89 занимался иллюстрацией. Картина «Пустынник» (1888 - 89) была принята на 17-ю передвижную выставку; с 1896 Н. - чл. Т-ва передвиж. худож. выставок. В 1889 посетил Вену, Венецию, Надую, Флоренцию, Рим, Неаполь, Капри, Париж, Дрезден. Цикл работ 1890-х гг. знаменовал отход от соц. идей предшествующего этапа. Предметом иск-ва Н. становится область нравств. религ. исканий, духовной жизни рус. народа («Видение отроку Варфоломею», 1889 - 90). Художник стремился показать идеи чистой, возвыш., гармонич. жизни, передать представление реальности чудесного. Сверхъестеств. события изображаются в конкретной, бытовой обстановке. В 1890 - 95 работал во Владимирском соборе в Киеве, где создал четыре иконостаса ниж. и верх. приделов и два запрестольных образа на хорах. В ранний период испытал влияние В.М. Васнецова. В 1893 посетил Константинополь, Равенну, Палермо, Рим, что помогло ему выбрать свой худож. стиль. Создал цикл работ, посв. Сергию Радонежскому: «Юность преподобного Сергия Радонежского» (1892 - 97), триптих «Труды преподобного Сергия Радонежского» (1896 - 97) и др. Иконописная условность композиции в творчестве Н. часто соединялась с написанным в блеклых, серебристых тонах почти реалистич. пейзажем («Под благовест», 1895). Большое значение Н. придавал раскрытию жен. образа (« Великий постриг», 1897). В 1898 Н. было присвоено звание академика.

НЕСТЕРОВ Мих. Вас.

М.В. Нестеров. 1907

Во 2-й пол. 90-х гг. Н. отошел от идей передвижничества, вошел в объединение «Мир иск-ва» (до 1901). Для работ 1900-х гг. характерно ощущение тревоги, внутр. одиночество («Мечтатели», «Белая ночь в Соловецкой обители», 1903, местонахождение неизв.; росписи храма св. Александра Невского в Абастумане, 1899-1904). Итоговой стала работа «Святая Русь» (1901 -05), в к-рой евангельская идея соединяется с изображением реальной сцены из жизни рус. народа. Стремление найти гармонию в жизни человека и природы, изобразить мир чистых и поэтич. побуждений отразилось в картинах «Лето» (1905), «Два лада» (1905). Интерес к характеристике духовного мира человека у Н. проявился в портретной живописи: портрет второй жены художника Е.П. Нестеровой (1905); портрет княгини Н.Г. Яшвиль (1905); портрет дочери художника О.М. Нестеровой (1906); портрет Л. Н. Толстого (1907). В 1908 -11 совм. с арх. А.В. Щусевым работал над созданием храма Покрова Богородицы при Марфо-Мариинской обители в Москве, ориентируясь на достижения модерна.

После рев-ции создал ряд портретов деятелей науки и иск-ва («А.Н. Северцов», 1934; «С.С. Юдин», 1935; «И.П. Павлов», 1935, Сталинская премия 1941; «В.И. Мухина», 1940) и лирич. пейзажей («Осень в деревне», 1942).

Соч.: Давние дни: Встречи и воспоминания. 2-е изд. М., 1959; Из писем. Л., 1968; Воспоминания. 2-е изд. М., 1989.