НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ - 1) В широком смысле - синонимичен понятию
«русские стили». Относится ко всем сферам худож. жизни, но наиболее яркое
воплощение нашел в архитектуре, преимущ. церковной, периода 1830-1910-х
гг. (историзм и модерн). Эволюция Н.С. выражалась в смене предпочтений
заказчиков и строителей в выборе прототипов - памятников зодчества Др.
Руси тех или иных эпох (хронологический принцип) и регионов (географический
принцип), а также идеологических ориентиров. Можно выделить четыре этапа
и одноврем. модификации (направления) рус. стилей: «русско-византийский»
(«тоновский»), русский, или московско-ярославский, неорусский («псковско-новгородский»),
собственно ретроспективный - «новый историзм». Они более отчетливо прослеживаются
в столичных городах; в провинции наиболее распространены постройки, стилистически
связ. с тоновским и московско-ярославским стилями. 2) В узком и более распростр.
смысле - 3-й этап эволюции рус. стилей (1900- 10-е гг.), ориентирован преимущ.
на древнее псковское и новгородское, а также на раннемосковское зодчество
и эстетику модерна (особ. в Москве). Практически не связан с офиц. заказом
(монастыри и подворья, усадьбы, дачные поселки). Особое внимание уделялось
объемно-пластическому решению, архаизации форм. Крупнейшие мастера - В.А.
Покровский, А.В. Щусев, И.Е. Бондаренко, А.П. Аплаксин, В.Н. Максимов,
С.И. Вашков, Д.А. Крыжановский, А.П. Вайтенс, Н.П. Омелистый.