НЕОРЕАЛИЗМ - организационно не оформленное течение в рус. реализме
1910-х гг. Термин «Н.» возник в критике как результат переосмысления идей
С. А. Венгерова о начавшейся с 90-х гг. 19 в. смене психологического настроя
и эстетической системы рус. лит-ры. Венгеров характеризовал произведения
разных лит. направлений (и модернистских, и реалистических) 1890-1910 единым
термином «неоромантизм», как бы нивелируя специфику худож. метода писателей,
объединенных «единым психологическим настроем». Но и сам Венгеров признавал
спорность подобного объединения. Для обозначения метода творчества ряда
реалистов, испытавших влияние модернизма, он употреблял также термин «синтетический
модернизм», «символический реализм». Наибольшее распространение в критике
1910-х гг. (Г. Чулков, В. Брюсов и др.) приобрел термин «Н.». Наиб. развернутые
характеристики этого течения даны в статьях Е. Колтоновской «Поэт для немногих»
(Б. Зайцев), 1909; «Пути и настроения молодой литературы», 1912; «На пути
к новому реализму. По поводу "Движений" Сергеева-Ценского», 1912; «Наша
художественная литература в 1913 г.», 1914 и др. В обл. проблематики для
писателей-неореалистов характерен переход от социологизма и тенденциозности
к нравств.-филос. темам, к «вечным вопросам». В обл. поэтики - субъективация
и лиризация прозы, усиление роли символа, использование мифопо-этич. начала
как худож. средства. Критики отмечали обогащение поэтики неореалистов за
счет усвоения худож. открытий символизма. К представителям неореализма
относили С. Сергеева-Ценского, Б. Зайцева, И. Новикова, А. Ремизова, А.
Толстого и др.