НЕОКЛАССИЦИЗМ (франц. nеоclassicisme) - общее назв. худож. теченийпосл.
трети 19 -20 в., ориентированных на традиции антич. иск-ва и иск-ва Возрождения.
Термин «Н.» также используется (как правило, в заруб. иск-знании) для обозначения
классицизма в иск-ве 2-й пол. 18 - 1-й трети 19 в. (в отличие от классицизма
17 - 1-й пол. 18 в.). Декларативное обращение к четкому, ясному стилю связано
с поисками незыблемых ценностей в иск-ве прошлого. В России утверждение
стиля Н. началось с изучения рус. классич. иск-ва, большой вклад в к-рое
внесло об-во «Мир искусства», и было одним из направлений эволюции модерна.
Завоеванию признания, выявлению тонких стилистич. закономерностей произведений
рус. зодчества 18 - нач. 19 в. способствовали графич. (преимущ.) работы
А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, М.В. Добужинского, А.П. Остроумовой-Лебедевой.
В рус. архитектуре термин «Н.» объединяет произведения разл. стилистич.
оттенков - от имитаций рус. ампира до произведений, относящихся к «классицизму»
лишь по отдаленным ассоциациям. Мн. сторонники стиля модерн обратились
впоследствии к Н., привнеся в свои работы конструктивные приемы, выработанные
«модерном» (И.А. Фомин - особняк Половцева на Каменном о-ве в С.-Петербурге,
1911 - 13). Для нек-рых архитекторов характерно свободное обращение с
ордером, совмещение в одном здании неск. классич. мотивов (В. Маят,
В. Адамович - особняк Второва на Спасопесковской площадке в Москве, кон.
1900-х гг.). Увлечение внеш. формами ампира затронуло и сторонников «модерна»
(напр., Ф.О. Шехтель). Неоклассич. архит. формы бы ли продолжены и трансформированы
в иск-ве «сталинского ампира». В рус. изобр. иск-ве идеи Н. получили развитие
в творчестве С.Т. Коненкова, А.Т. Матвеева, С.Д. Меркурова.
Неоклассицизм.А.Н. Бенуа. Эскиз декорации к балету
«Вальс» М. Равеля. 1928
Лит.: Бенуа А. Н. Русский неоклассицизм: Возрождение классики
//Александр Бенуа размышляет... М., 1968; Борисова Е. А., Каждан Т.П. Русская
архитектура конца 19-начала 20 в. М., 1971.