НЕКРАСОВ Ник. Ал. (1821-77) - поэт. Род. в дворянской
семье. Учился в Яросл. г-зии, но оставил ее по болезни. С 1838 жил в С.-Петербурге,
был вольнослушателем ун-та, занимался лит. поденщиной. Первая книга лирики
«Мечты и звуки» (1840), ориентированная на традиции романтизма, вскоре
была скуплена и почти полностью уничтожена самим поэтом. В 1840-е гг. Н.
выступает также как автор сатир, и юмористич. стихотворений, водевилей
(«Петербургский ростовщик», 1844; «Осенняя скука», 1848), прозы (очерк
«Петербургские углы», 1848; незаконч. ром. «Жизнь и похождения Тихона Трастникова»,
1843 - 48), издатель альм, и сб. («Физиология Петербурга», 1844; «Петербургский
сборник», 1846), в к-рых во многом опредилились принципы «натуральной школы».
В 1846 Н. приобретает (вместе с И. Панаевым) право на издание основанного
еще А. Пушкиным ж. «Современник», к-рый вскоре становится одним из лучших
рус. периодических изданий отчетливо демократич. направления. Во втором
сб. «Стихотворения» (1856), вызвавшем большой резонанс, выявляются гл.
мотивы и темы лирики Н. - жизнь рус. крестьянства («Огородник» и «Тройка»,
1846; «Буря», 1853; «Несжатая полоса», 1854; «Влас» и «Забытая деревня»,
1855; «Школьник», 1856) и гор. низов («Еду ли ночью по улице темной...»,
1847; «На улице», 1850), изображенная чаще всего в повествоват., балладной
форме, страдания лирич. героя-интеллигента, осознающего свой долг и ответственность
за нар. горе («Блажен незлобивый поэт...», 1852; «Поэт и гражданин», 1856),
свою отчужденность от мира и трагизм любви («Мы с тобой бестолковые люди...»,
1851; «Застенчивость», 1852; «Последние элегии», 1855). О судьбе «лишнего
человека» рассказывает поэма «Саша» (1856), о народной жизни - поэмы «Коробейники»
(1861) и «Мороз, Красный нос» (1863 - 64). В 1868, после закрытия «Современника»,
Н. редактирует ж. «Отечественные записки», продолжающий традиции демократич.
журналистики Стих. Н. 1860 -70-х гг. («Рыцари на час», 1860; «Железная
дорога», 1864; «Душно! Без счастья и воли...», 1868; «Элегия», 1874; цикл
«Последние песни», 1876 - 77 и др.) сыграли большую роль в утверждении
«покаянных» народнических настроений. Подвигу декабристов и их жен посвящены
поэмы «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872 - 73), сатир. изображению
нуворишей-буржуа - поэма «Современники» (1875). Вершиной и итогом творческого
пути Н. стали незавершенная поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» (1863
- 77), в к-рой, с опорой на фольклорные источники и традиции, дана широкая
панорама рус. пореформенной действительности, создан образ и воспроизведен
«голос» народа, прежде всего крестьянства. Похороны Н. в Петербурге превратились
в значительное обществ. событие, речи на них произнесли П. Засодимский,
Ф. Достоевский, Г. Плеханов. Творчество Н. сыграло важную роль в «прозаизации»
стих. речи, в утверждении в рус. лирике реалистич. традиций. Под влиянием
его поэзии возникла «некрасовская школа». Многие стихотворения Н. стали
народными песнями («Тройка», «Назови мне такую обитель», «Меж высоких хлебов
затерялося...», « Коробейники» ).