РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Н. Мясковского, все 48 прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха и др. Выступал в ансамбле с М. Полякиным, Д. Ойстрахом. Преподавал в 1916-18 в Муз. уч-ще Рус. муз. об-ва в Тбилиси, в 1918 -22 в Киевской конс. (с 1919 профессор); с 1922 до 1964 профессор Моск. конс. (1935 - 37 также ректор). Исключительная многогранность, широта кругозора, самоотдача, заразительность педагогического таланта Н. способствовали созданию известной во всем мире отечественной фортепианной школы. У Н. учились С. Рихтер, Э. Гилельс, Я. Зак, С. Нейгауз, Е. Малинин, В. Крайнев, А. Любимов, Е. Могилевский, В. Горностаева, Л. Наумов, Э. Гроссман, Т. Гутман, А. Ведерников, В. Разумовская, Б. Маранц и др. Множ. изданий, в т. ч. за рубежом, выдержала его книга «Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога» (1958); часть богатого лит. наследия опубликована в сб. «Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям» (М., 1975). Нар. артист РСФСР (1956). Н. посвящены стихотворения О. Мандельштама («Рояль»), Б. Пастернака («Баллада», «Еще не умолкнул укор...»).
Лит.: Николаев А. Взгляды Г. Г. Нейгауза на развитие пианистического мастерства // Мастера советской пианистической школы. М., 1961; Дельсон В. Ю. Г. Нейгауз. М., 1966; Рабинович Д. А. Портреты пианистов. М., 1970; Кременштейн Б. Педагогика Г.Г. Нейгауза. М.,1984.