НЕФОРМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО иск-во, независимое от офиц. гос. идеологии.
Существование такого иск-ва в тоталитарной России характерно для 1930 -80-х
гг., отчетливо проявилось в нач. 60 -70-х гг. Не имело единой эстетич.
программы, не было оформлено организационно. К Н.И. можно отнести движение
художников студии Э. Белютина «Новая реальность», иск-во А. Арефьева, «домашней
академии» В. Стерлигова и Т. Глебовой, группы «Эрмитаж» (мастерская М.
Шемякина), студию О. Сидлина и др. 70-е гг. отмечены активизацией Н.И.,
рядом выставок художников Москвы («Бульдозерная выставка», 1974) и Ленинграда
(ДК им. И. Газа, 1974 и ДК «Невский», 1975) и др., образованием об-в (напр.,
Т-во эксперим. выставок, разросшееся к 1981 в Т-во эксперим. изоб. иск-ва;
«Митьки» и др.). В 80-е гг. происходит легализация Н.И. Для художников
Н.И. характерна реализация идеи свободного иск-ва, попытка продолжить прерванную
в 30 - 40-х гг. традицию рус. авангарда, творч. осмысление опыта мир. иск-ва.
Лит.: Новая реальность: Выст. работ студии Э. Белютина / Авт.-сост.
Н. Молева. М., 1990; Художники «газа-невской культуры»: Альбом / Авт.-сост.
Е.Ю. Андреева. Л., 1990; Глезер А. Русские художники на Западе. М., 1991.