НЕДЕЛЯ - календарная единица измерения времени продолжительностью
в семь суток с особым названием для каждого дня, ведущая свое происхождение,
вероятно, из Др. Вавилона. Современная неделя восходит к предписанию Моисеева
Закона: «Шесть дней работай [...], а день седьмой - суббота Господу, Богу
твоему: не делай в оный никакого дела» (Исх 20:9 - 10; ИосифФлавий. Против
Апиона, II, 39). Различные религиозные традиции определяют внутри этого
семидневного цикла свой «священный» день отдыха: воскресенье - для христиан.
пятница - для мусульман. Дни недели у иудеев именовались порядковыми числительными,
так же как в настоящее время на греческом Востоке и в Православной Церкви.
Пронумерованы дни недели и в славянских языках, но здесь указывается их
место «после воскресенья («недели»)»: понедельник, понедiлок, poniedzialek...,
вторник, вiвторок, wtorek... В зап.-европ. языках сохраняется астрологический,
планетарный характер названий, по именам языческих богов (Lundi, Mardi,
Mercredi...). Этим «христианизация календаря» не закончилась (как и с названиями
месяцев). В древности славянское слово «неделя» имело два значения: 1)
«воскресенье» и 2) «седмица» (неделя). В церк. обиходе до наст. времени
- преимущественное название одного воскресного дня - дня отдыха («неделя»
- от «не делати» - «не работать», «отдыхать»), первого (!) дня недели (Мф
28- 1; Мк 16:2, 9), священного для христиан дня как дня Воскресения Иисуса
Христа. Напр.: «Фомина неделя» - второе воскресенье от Пасхи, «Неделя перед
Рождеством Христовым» - ближайшее к этому празднику воскресенье и т. д.
Прилагательное недельный значит «воскресный». Выражение «в недельный день»
означает «в день воскресный». В рус. яз. название дня перешло на весь семидневный
цикл («седмицу»). В нек-рых древних календарях существовали недели с иным
числом дней. Безуспешные попытки уничтожить «библейскую» семидневную неделю
были предприняты по идеологическим причинам во Франции («революционный
календарь» существовал в 1793 - 1805) и в Сов. Союзе (1929 - 40). Широкое
распространение именно семисуточного недельного цикла (даже в странах внебиблейской
традиции) связано, очевидно, с наличием определенных психофизиологических
ритмов человеческого организма соответствующей продолжительности.
Лит.: Перевощиков Д. М. О летосчислении // Месяцеслов на 1855
год. СПб., [1854]; С е л е ш н и к о в С. И. История календаря и его предстоящая
реформа. 3-е изд. Л., 1962; Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975.