РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

НЕДЕЛЯ

НЕДЕЛЯ

НЕДЕЛЯ НЕДЕЛЯ - календарная единица измерения времени продолжительностью в семь суток с особым названием для каждого дня, ведущая свое происхождение, вероятно, из Др. Вавилона. Современная неделя восходит к предписанию Моисеева Закона: «Шесть дней работай [...], а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела» (Исх 20:9 - 10; ИосифФлавий. Против Апиона, II, 39). Различные религиозные традиции определяют внутри этого семидневного цикла свой «священный» день отдыха: воскресенье - для христиан. пятница - для мусульман. Дни недели у иудеев именовались порядковыми числительными, так же как в настоящее время на греческом Востоке и в Православной Церкви. Пронумерованы дни недели и в славянских языках, но здесь указывается их место «после воскресенья («недели»)»: понедельник, понедiлок, poniedzialek..., вторник, вiвторок, wtorek... В зап.-европ. языках сохраняется астрологический, планетарный характер названий, по именам языческих богов (Lundi, Mardi, Mercredi...). Этим «христианизация календаря» не закончилась (как и с названиями месяцев). В древности славянское слово «неделя» имело два значения: 1) «воскресенье» и 2) «седмица» (неделя). В церк. обиходе до наст. времени - преимущественное название одного воскресного дня - дня отдыха («неделя» - от «не делати» - «не работать», «отдыхать»), первого (!) дня недели (Мф 28- 1; Мк 16:2, 9), священного для христиан дня как дня Воскресения Иисуса Христа. Напр.: «Фомина неделя» - второе воскресенье от Пасхи, «Неделя перед Рождеством Христовым» - ближайшее к этому празднику воскресенье и т. д. Прилагательное недельный значит «воскресный». Выражение «в недельный день» означает «в день воскресный». В рус. яз. название дня перешло на весь семидневный цикл («седмицу»). В нек-рых древних календарях существовали недели с иным числом дней. Безуспешные попытки уничтожить «библейскую» семидневную неделю были предприняты по идеологическим причинам во Франции («революционный календарь» существовал в 1793 - 1805) и в Сов. Союзе (1929 - 40). Широкое распространение именно семисуточного недельного цикла (даже в странах внебиблейской традиции) связано, очевидно, с наличием определенных психофизиологических ритмов человеческого организма соответствующей продолжительности.

Лит.: Перевощиков Д. М. О летосчислении // Месяцеслов на 1855 год. СПб., [1854]; С е л е ш н и к о в С. И. История календаря и его предстоящая реформа. 3-е изд. Л., 1962; Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975.