НЕЧИСТАЯ СИЛА у русских общее название низших демонологич. персонажей.
В качестве синонимов используются такие названия, как нечисть, черти, дьяволы
и др. В соответствии с нар. представлениями Н.С. принадлежит иному, потустороннему,
нечеловеческому миру. Происхождение Н.С. связывается с нечистыми (заложными)
покойниками, людьми, умершими «неправильной» смертью или «до срока» (самоубийцы,
некрещеные дети) и т. п. В книжной (апокрифической) традиции возникновение
Н.С. связывается либо с Богом (из его плевка, из отражения в воде и т.
п.), либо с дьяволом, который создает для борьбы с Богом свою рать. Основным
принципом номинации Н.С. является место обитания (домовой, леший, банник,
полевик, овинник). Любимыми местами пребывания Н.С. являются «нечистые
места» и границы (болота, чащобы, водоемы, заброшенные строения, дороги,
перекрестки, межи). Н.С. особенно активна (и опасна для человека) на стыке
временных отрезков разной протяженности: в полдень, в полночь, на стыке
старого и нового года. Нек-рые представители Н.С. имеют свои периоды особой
активности (напр., троицкая неделя для русалок). Н.С. имеет чаще антропо-или
зооморфный облик, но обяз. с нек-рыми аномалиями (хромота, остроголовость,
отсутствие костей, тени и т. п.). Реже Н.С. может представляться неодушевленным
предметом или явлением: вихрем, огненным столбом, катящимся клубком и т.
п. Н.С., как правило, не говорит, но издает всевозможные звуки, свистит,
а иногда и матерится. Представители Н.С. поразному относятся к людям. Домовой
следит за порядком в доме и за подбором домашнего скота, и ему стараются
всячески угодить. Дом без домового считался нежилым, поэтому на новоселье
первым перевозили из старого дома домового. От других представителей Н.С.
старались оградиться. С этой целью применялись различные средства: молитва,
крестное знамение, очерчивание круга. В качестве оберега применялись соль,
мак, иголки, травы и др. растения. В контакт с Н.С. по своей воле вступают
только знахари (ведьмы, колдуны), заключившие с ней «договор».
Черт, держащий душу человека. Рисунок на последних листах рукописи
16 в.
Лит.: Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.,
1903; Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.,
1975; Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. Л., 1983.