РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

НАУМОВ Вл. Наумович

НАУМОВ Вл. Наумович

НАУМОВ Вл. Наумович НАУМОВ Вл. Наумович (род. 1927) -кинореж. Вместе с А. Аловым окончил реж. ф-т ВГИКа (мастерская И. Савченко). С работы над ф. «Тарас Шевченко» началось творч. содружество с Аловым (ассистенты реж., они завершили ф. после смерти Савченко в 1951). Со студенч. лет Н. снимался в ф.: «Третий удар» (реж. И. Савченко, 1948), «Южный узел» (реж. И. Шмарук, 1964), «Гори, гори, моя звезда» (реж. А. Митта, 1969) и др. Как реж. Н. был неразрывно связан с А. Аловым вплоть до его смерти в 1983. Это был на редкость устойчивый, в своем роде уникальный реж. дуэт (причем снимали ф., как правило, по собств. сценариям).

НАУМОВ Вл. Наумович

Кадр из фильма В. Наумова и А. Алова «Скверный анекдот»

Первые ф. Алова и Н. - «Тревожная молодость» (1954, по мотивам «Старой крепости» В. Беляева), «Павел Корчагин» (1957, по ром. Н. Островского), «Ветер» (1959, сценарий Алова и Н.) - овеяны духом рев. романтики, характерной для молодой режиссуры на переломе 50-х. Экспрессивный стиль ф. «Павел Корчагин» и «Ветер» возрождал монтажно-стилевые открытия немого кино. В нач. 60-х гг. Алов и Н. вместе с ценностными ориентирами резко меняют стилистику. Интерес к психологии и быту превалирует в ф. «Мир входящему» (1961), в т/ф «Монета» (1963, по мотивам рассказов А. Мальца). В творч. эволюции Алова и Н. многое шло от обращения к лит. сюжетам. Широк диапазон выбора: от Н. Островского к рус. и мир. классике, от Ю. Бондарева к А. Кабакову. Чрезмерно мрачный, на взгляд цензуры, сатирич. тон стал преградой между зрителями и ф. «Скверный анекдот» (1965, по мотивам Ф. Достоевского). Зато долгая экранная жизнь выпала ф. «Бег» (1970, по мотивам М. Булгакова). Юнош. романтизм реж. сменило эпич. осознание реалий рус. рев-ции. Роковое противостояние «белой» и «красной» России решалось на уровне простых монтажных аллегорий и гораздо более сложной борьбы характеров, психологии, чему способствовал блистательный актерский ансамбль (М. Ульянов, В. Дворжецкий, О. Ефремов, Е. Евстигнеев, В. Басов и др.).

Вершиной стилевого поиска Алова и Н. стала многосер. «Легенда о Тиле» (1977, по ром. Ш. де Костера). Живописная зрелищность, смысловая насыщенность ассоциаций подчинены здесь процессу мифотворчества, медленному погружению в легенду. Ф. имел три авторские редакции, существенно различные по метражу.

В нач. 80-х гг. Алов и Н. взялись за входивший в силу жанровый полит. ф. При внешней масштабности «Тегеран-43» (1981, сценарий А. Алова, Н. и М. Шатрова) построен на игре в документальность, на постоянной инсценировке вокруг подлинных событий.

Ф. «Берег» по ром. Ю. Бондарева Н. завершил после смерти Алова. Курсу на жанровое кино с полит. окраской Н. остался верен и в своих самост. ф. - «Выбор» (1987, по Ю. Бондареву) и «Десять лет без права переписки» (1990, по А. Кабакову).

Лит.: Д о б и н Е. От эпопеи к эпизоду //Молодые режиссеры сов. кино. Л., 1962; Отверженные //Экран 1968-69. М., 1969; Блейман М. Стиль, отвечающий теме // Иск-во кино. 1971. № 4; Александр Алов, Владимир Наумов: Статьи. Свидетельства. Высказывания. М., 1989.