РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Первые Н.-П. ф. в России возникли в 1910-х гг. и носили конкретно-науч. характер («Динамомашина», «Инфузории» и др.). Они вызвали большой интерес, и решено было делать их для широкой публики. Н.-П.К. - специфич. явление культуры, возникшее на стыке науки и иск-ва. Оно служит целям воспитания и образования, активно влияет на мировоззрение. В СССР Н.-П. ф. приобрел особое значение в 1920-е гг. когда перед об-вом встали задачи ликвидации неграмотности, проф. обучения, роста общего образования. В это время значит. развитие получили т. н. «культурфильмы», дающие популярные знания по основам наук, культуры. В частности, эксп.-геогр. и этногр. ф. («К берегам Тихого океана», «Вокруг Азии», «Камчатка», «В дебрях Уссурийского края» и др.), ф. на мед. темы («Жизнь как она есть», «Аборт»), ф. о достижениях авиации, химии, станкостроения. Следует выделить ф. реж. В. Пудовкина и оператора А. Головни «Механика головного мозга» (1926), строго фиксировавший науч. эксперимент и знакомивший с теорией усл. и безусл. рефлексов.
В 1930-е гг. продолжается развитие Н.-П. биол. ф. («В глубине моря», 1938; «Сила жизни», 1941, реж. А. Згуриди), ф., популяризировавших лит-ру и иск-во («Государственная Третьяковская галерея», 1939; «Чайковский», 1940, реж. Я. Миримов).
В годы Вел. Отеч. войны Н.-П.К. было подчинено требованиям и нуждам фронта и тыла («Грозное оружие», «Как бороться с зажигательной бомбой», «Как обеспечить светомаскировку жилого дома» и др.). Послевоен. Н.-П.К. разнообразно по тематике: наука, лит-pa, иск-во - и метражу: одно-двухчастевые, полнометр. и т. д. («Повесть о жизни растений», 1947, реж. М. Каростин; «Они видят вновь», 1947, реж. Н. Грачев; «В.И. Суриков», 1947, реж. Ю. Желябужский; «Художник Федотов», 1950, реж. М. Клигман; «Искусство актера», 1948, реж. Ю. Юренев). Геогр. ф. продолжает выпускать реж. В. Шнейдеров («В зарослях Волжской дельты», 1950), биол. - реж. А. Згуриди («Лесная быль», 1950, позднее «Тропою джунглей», 1959, «Зачарованные острова», 1965), реж. Б, Долин («Звериной тропой», 1947).
Основой Н.-П.К. все больше становится док., архив, материал, а не ср-ва игрового кино. В связи с освоением звука, цвета, усовершенствованием оптики перед Н.-П.К. открываются новые иссл. и эстетич. возможности. Крупнейшим науч. открытиям 1950-х гг. посв. ф. «Меченые атомы» (1955, реж. Шнейдеров), «Тайнавещества» (1956, реж. П. Клушанцев); освоению космоса - «Четвероногие астронавты» (1959, реж. В. Тихонов), «Человек вышел в космос» (1965, реж. Н. Косенко).
Создаются ф., посвящ. истории рев-ции, В.И. Ленину. Среди них - изв. трилогия сценариста Г. Фрадкина и реж. Ф. Тяпкина («Рукописи В.И. Ленина», 1960; «Знамя партии», 1961; «Ленин. Последние страницы», 1963); «Александр Ульянов» (1963) и «Кровавое воскресенье» (1964, реж. Н. Левицкий). Авторы стремятся сочетать серьезную исслед. работу с образным осмыслением фактов истории.
Эстетика Н.-П.К. тесно связана с общим процессом развития киноиск-ва. Кинематогр. язык обогащается новыми выразит. средствами, широко используются не только ист. хроника и иконогр. мат-л, но и синхронная запись звука, скрытая камера. Информац.-лекц. тон текста уступает место острой публицистике и ярко выраженному авторскому отношению. С усилением влияния науки на жизнь об-ва как в материальной, так и в духовной сферах усилилось и внимание кинематографистов к науке, к процессам науч. творчества. Увеличился выпуск ф. для широкой аудитории, включающий обл. космонавтики, кибернетики, использование атомной энергии и т. д. С помощью Н.-П.К. зритель мог познакомиться с генной инженерией («На пути к конструированию клетки», 1975, реж. В. Чигинский), проследить за уникальными экспериментами с животными («Язык животных», 1967, «Думают ли животные», 1970, реж. Ф. Соболев), за их естеств. жизнью и поведением («Портрет казаха с беркутом», 1991, реж. Ю. Климов), заглянуть в тайны чел. психики («Толкование сновидений», 1989, реж. А. Загаданский).
Кадр из научно-популярного фильма «Знание и незнание». 1974. Реж. В. Когай
Н.-П.К. активно включается в экологич. воспитание, показывает результаты насилия человека над природой, нарушение экологии, равновесия в природе. Катастрофич. размеры загрязнения биоатмосферы требуют от нас принципиально иного отношения к живому миру, осознание острой необходимости борьбы за его спасение («Синие атакуют планету», 1970, реж. А. Соколов; «Мираж», 1987, реж. Д. Делов; «Жоктау. Хроника мертвого моря», 1989, реж. С. Азимов). Проблемы охраны природы оказываются также в центре ф. о геогр. путешествиях. Этногр. ф. становятся своеобразным средством изучения и сохранения культурного наследия, традиций, обрядов, ремесел и т. д. («За северным ветром», 1970, реж. Л. Мери).
В 1970-80-е гг. Н.-П.К. ищет свое место в процессах науч.-техн. рев-ции. Кинематографисты расматривают науку, технику в соц. и филос. аспектах, соотнося то новое, что создается эпохой науч.-техн. рев-ции, с нравств. традициями и культурными ценностями («Дорогами НТР», 1976, реж. В. Когай; «Генетика и мы», 1978, реж. Е. Саканян; «Компьютерные игры», 1989, реж. А. Сидельников).
Развивается Н.-П.К. для детей («Удивительная история, похожая на сказку», 1966, реж. Б. Долин, и др.), выходит киножурнал «Хочу все знать». Цикл ф. исследует, как среда формирует детей и подростков, влияет на их нравств. чувства и представления («Чужие в городе», 1970, реж. В. Пидпалый; «Добрый и злой», 1972, реж. Ф. Соболев). Н.-П. ф. выпускаются как на специализир. к/ст, так и на мн. др. студиях страны.
Лит.: Згуриди А. М., Васильков И. А. Науч. кино в СССР. М., 1959; Васильков И. А. Науч.-попул. ф., его предмет и функции // Науч. кино. М., 1960; Его же. Экран рассказывает о науке. М., 1977; Г у р о в а Л. Л. Кино о науке. М., 1980.