РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

НАРОДНЫЕ ДОМА

НАРОДНЫЕ ДОМА

НАРОДНЫЕ ДОМА НАРОДНЫЕ ДОМА - разновидность клубов, просветительских учреждений для народа в кон. 19 - нач. 20 в. Первые Н.Д. создавались владельцами крупных предприятий, с 1894 - Об-вом попечительства о народной трезвости. Обычно включали в себя библиотеку-читальню (бесплатную), чайную-столовую (дешевую), курсы (напр., чертежников), мастерские, в к-рых бесплатно обучали различным ремеслам. Просветительская деят-ность заключалась в чтении лекций, организации выставок, спектаклей народного т-ра (т. е. театра для народа).

Для Н.Д. строились специальные здания: в знаменитом Лиговском Н.Д. графини С.В. Паниной (построен Ю.Ю. Бенуа в 1903) в специальной башне размещалась обсерватория, Н.Д. императора Николая II в Александровском парке на Петербургской стороне представлял собой огромный культурно-развлекательный комплекс, в который входил планетарий.

Драматические т-ры Н.Д. имели ярко выраженную специфику. Они работали по специально разрешенному для народного т-ра репертуарному списку. Основу репертуара обычно составляли исторические пьесы и феерии, целью же было «безобидное развлечение и отвлечение народа от опасных пороков и увлечений».

Некоторые т-ры Н.Д. в большей степени служили делу просвещения. Таков был Общедоступный т-р при Лиговском Н.Д. Правление Дома приняло по конкурсу проект П.П. Гайдебурова и Н.Ф. Скарской (урожд. Комиссаржевской). Эти актеры разделяли толстовские идеи, заботились о нравственном совершенствовании зрителей с рабочей окраины. Эстетически им был близок Художественный т-р. Основу репертуара составляла классика. В этом т-ре начинали А.А. Брянцев, А.Я. Таиров. Зрительный зал заполняли ученики курсов и мастерских, посетители читальни и лектория. Н.Д. воспитывал свою публику, и если на первых спектаклях зрители громко переговаривались, лузгали семечки, сопровождали действие неуместными и порой неприличными репликами, то через несколько лет в зале установилась благоговейная тишина, прерываемая лишь аплодисментами. Сформировалась значительная группа друзей Общедоступного т-ра, которые особенно ценили спектакли, концерты русской поэзии - едва ли не самый сложный для восприятия жанр. Свидетельством популярности т-ра были многочисленные зрительские письма-рецензии, направлявшиеся в газеты и журналы, гр. Паниной и руководителям театра.