НАПЕВНЫЙ СТИХ - 1) В мелодике стиха - один из 3 осн. типов интонации,
выделяемой наряду с ораторским и говорным стихом. Н.С. наиб. употребителен
в интимной камерной лирике. В построении тематич. композиции преобладает
не логич. (как в говорном и ораторском), а эмоц., развивающаяся по законам
муз. композиции, связь полустиший, стихов, строф и т. д. Мелодическое движение
в Н.С. определяется подчеркнутой упорядоченностью интонац.-ритмич. периодов:
метрич. и синтаксич. членения, как правило, совпадают, переносы редки;
риторич. вопросы, восклицания и обращения не развивают самостоят. интонацию,
а подчинены ритмич. строению, обычно усиливая мерность стиха благодаря
симметричности самих конструкций и симметрии их композиц. распределения.
Н.С. почти всегда строфичен, причем тяготеет к использованию определенных
видов строф (четверостишия и шестистишия аналогичного строения). Особую
роль играют разного рода повторы, параллелизмы, вносящие в мелодику стиха
доп. симметрию; инструментовка (аллитерации, ассонансы) обычно более ощутима,
чем в ораторском или разговорном стихе. В Н.С. принято различать 3 вида
(по возрастанию сложности внутр. орг-ции): куплетный, песенный и романсный.
В рус. поэзии Н.С. развивался в творчестве В. Жуковского, А. Фета, К. Бальмонта,
А. Блока и др. 2) В метрике и ритмике - тактовик, имитирующий стих рус.
былин и ист. песен. В таком значении термин был введен И. Рукавишниковым,
использовался стиховедами (А. Квятковским), но распространения не получил.