РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

НАПЕВНЫЙ СТИХ

НАПЕВНЫЙ СТИХ

НАПЕВНЫЙ СТИХ НАПЕВНЫЙ СТИХ - 1) В мелодике стиха - один из 3 осн. типов интонации, выделяемой наряду с ораторским и говорным стихом. Н.С. наиб. употребителен в интимной камерной лирике. В построении тематич. композиции преобладает не логич. (как в говорном и ораторском), а эмоц., развивающаяся по законам муз. композиции, связь полустиший, стихов, строф и т. д. Мелодическое движение в Н.С. определяется подчеркнутой упорядоченностью интонац.-ритмич. периодов: метрич. и синтаксич. членения, как правило, совпадают, переносы редки; риторич. вопросы, восклицания и обращения не развивают самостоят. интонацию, а подчинены ритмич. строению, обычно усиливая мерность стиха благодаря симметричности самих конструкций и симметрии их композиц. распределения. Н.С. почти всегда строфичен, причем тяготеет к использованию определенных видов строф (четверостишия и шестистишия аналогичного строения). Особую роль играют разного рода повторы, параллелизмы, вносящие в мелодику стиха доп. симметрию; инструментовка (аллитерации, ассонансы) обычно более ощутима, чем в ораторском или разговорном стихе. В Н.С. принято различать 3 вида (по возрастанию сложности внутр. орг-ции): куплетный, песенный и романсный. В рус. поэзии Н.С. развивался в творчестве В. Жуковского, А. Фета, К. Бальмонта, А. Блока и др. 2) В метрике и ритмике - тактовик, имитирующий стих рус. былин и ист. песен. В таком значении термин был введен И. Рукавишниковым, использовался стиховедами (А. Квятковским), но распространения не получил.