НАБОКОВ Вл. Вл. (1899-1977) прозаик, поэт, драматург, эссеист.
Род. в Петербурге, в семье рос. гос. деятеля В. Д. Набокова, члена 1-й
Гос. думы от партии кадетов, впоследствии управляющего делами Врем. пр-ва.
Получил отменное домашнее воспитание, с детства в совершенстве освоил англ.
и франц. языки. Учился в Тенишевском уч-ще. В 1919 вместе с родителями
покинул родину. Занимался в Кембриджском ун-те. В 1922 в Берлине отец Н.
погиб, заслонив собой П. Милюкова от пули террориста. Н. жил в Германии,
откуда после утверждения власти фашистов уехал с семьей в Париж, а в 1940
- в США. Здесь поначалу Н. жил трудно. Лишь со временем был приобретен
достаток, постоянное место проф. рус. лит-ры в Корнеллском ун-те (1948
- 58). Кроме лит. труда Н. профессионально занимался энтомологией (имел
печатные науч. работы), шахматной композицией, составлением кроссвордов
(он - автор слова «крестословица»), увлекался многими видами спорта. Последние
годы жил и умер в Монтре (Швейцария). Писательский феномен Н. проявился
в том, что он одноврем. один из крупнейших рус. и англо-амер. мастеров
20 в. Начинал Н. как поэт, опубликовав еще на родине три стихотворные кн.:
в 1914 (состояла из одного стихотворения), 1916 (66 произв.), 1918 - сб.
«Два пути», включивший стихотворения Н. и его приятеля по Тенишевскому
уч-щу А. Балашова. Наиб. значит. поэтич. произв. Н. пишет за границей,
представив их в сб. «Гроздь» (1922), «Горний путь» (1923), «Стихотворения
1929-1951» (1952), «Poems and Problems» (1971, избр. рус. стихотворения
с параллельным пер. на англ. яз.). Один из сквозных мотивов поэзии Н. -
воспоминания о потерянной родине, ностальгия, то и дело возникающий образ
России - сновидения, мифа. В 1926 в Берлине вышел первый ром. Н. «Машенька»,
а далее еще 7 «русских» романов - «Король, дама, валет» (1928), «Защита
Лужина» (1930), «Отчаяние» (1930-31), «Подвиг» (1932), «Камера обскура»
(1932), «Приглашение на казнь» (1935 - 36), «Дар» (1937 - 38). Рассказы
и повести Н. представлены в сб. «Возвращение Чорба» (1930), «Соглядатай»
(1938), «Весна в Фиальте» (1956). Н. -автор ряда пьес («Событие», «Изобретение
Вальса» и др.), четырехтомного комментированного пер. «Евгения Онегина»
на англ. яз., эссе и статей о рус. классиках и кн. о Гоголе. Начиная с
публикации первых крупных произв. Н., его творчество становится объектом
многолетней критич. дискуссии в рус. эмигрантской прессе, к-рая будет подхвачена
на родине писателя в кон. 1980-х гг., когда здесь станут печататься произв.
Н. Одними Н. оценивается как выдающийся писатель 20 в., др. - как «талантливый
пустопляс», художник одаренный, но «внутренне бесплодный». Немалую лепту
в эти споры внес сам писатель, к-рый был склонен к эпатажу, мистификациям,
всячески подчеркивал свою аполитичность, недоверие к морализаторству, особую
озабоченность вопросами формы («Все, что у меня есть, - это мой стиль»).
Такого рода многочисленные автодекларации лишь затеняли смысл лучших романов
Н., в к-рых варьируется важная, трагическая тема человеч. личности, пытающейся
устоять перед напором среды и обстоятельств, агрессией пошлости, диктатом
массовой цивилизации. Еще в Европе Н. начинает писать на англ. яз. («Подлинная
жизнь Себастьяна Най-та») и после приезда в США создает ром.: «Под знаком
незаконнорожденных», «Пнин», «Лолита», «Бледный огонь», «Ада», «Прозрачные
вещи» и «Посмотри на арлекинов». Наиб. шумную и поначалу скандальную известность
принес Н. ром. «Лолита», к-рый позднее вышел в автопереводе на рус. яз.
Самое значит. автобиогр. произв. Н. - кн. «Conclusive Evidence» (1951),
переведенная самим писателем на рус. яз. и вышедшая в 1954 под назв. «Другие
берега» (в 1966 кн. переиздана под назв. «Speak, Memory»).